Упражнения при астме

Правила выполнения дыхательной гимнастики Бутейко при астме, виды упражнений

Дыхательные упражнения являются одним из возможных способов лечения бронхиальной астмы. Относятся они к категории профилактических средств и являются разновидностью лечебной физкультуры (ЛФК).

Контроль над дыханием укрепляет гладкую мускулатуру бронхов, делая приступы менее интенсивными и снижая вероятность их развития. В 60-х годах прошлого столетия в СССР была разработана специальная методика, позволяющая максимально снизить риск обострений.

Речь идет о дыхательной гимнастике Бутейко, помогающей при астме и признанной во всем мире благодаря простоте и эффективности.

Суть и особенности метода Бутейко

Лечение астмы по методу Бутейко К. П. включает в себя комплекс дыхательных упражнений, направленный на уменьшение глубины вдоха-выдоха и полный контроль над дыханием. Согласно исследованиям советского ученого, чрезмерно глубокое дыхание, вопреки всеобщему мнению, не ведет к обогащению клеток кислородом.

Скорее наоборот, оно приводит к его недостатку за счет чрезмерного выведения углекислого газа, из-за чего кислород не получает доступа к тканям. Данная особенность приводит к нарушению обменных процессов, спазмированию бронхов и развитию астматического приступа.

На основании этих данных был сделан вывод о необходимости полного контроля над дыханием.

Увеличение паузы между вдохами и уменьшение их глубины дает возможность обеспечить полноценный доступ кислорода к тканям за счет насыщения крови углекислым газом. Благодаря этому восстанавливается метаболизм и происходит расширение альвеол, снижается вероятность астматических проявлений.

Главной задачей метода является обучение поверхностному дыханию, т. е. постоянному контролю объема вдыхаемого воздуха.

Из особенностей же можно выделить простоту и отсутствие необходимости в дополнительных средствах. Согласно исследованиям Бутейко К. П., оптимальными показателями глубины дыхания служат следующие параметры:

  • вдох (2-3 секунды);
  • выдох (3-4 секунды);
  • пауза (3-4 секунды).

Постоянное поддерживание уровня дыхания на подобном уровне дает возможность существенно снизить вероятность астматических приступов либо вовсе не допустить их развитие.

Показания для занятий

Дыхательная гимнастика по Бутейко эффективна не только при бронхиальной астме. Она оказывает общеукрепляющее воздействие на дыхательную систему, стимулируя обменные процессы и способствуя полноценному кровообращению в тканях.

Положительный эффект данного вида ЛФК дает возможность применять его при лечении более 150 болезней, в том числе и респираторного типа.

По уверениям автора данной методики, речь идет об одной-единственной проблеме — чрезмерно глубоком дыхании, а все остальные патологии являются лишь ее следствием. В целом методика Бутейко К.П. успешно используется при лечении таких заболеваний:

  • риниты, ларингиты, тонзиллиты;
  • гаймориты;
  • пневмонии;
  • любые виды кашля;
  • легочная эмфизема;
  • анемии;
  • болезни легких и бронхов;
  • нарушения кровообращения в тканях.

Приведенный выше перечень охватывает лишь малую часть болезней, при лечении которых дыхательные упражнения оказывают наиболее масштабный положительный эффект.

Помимо этого, их успешно используют как составляющие комплексной терапии при любых сердечно-сосудистых заболеваниях, аллергических реакциях и многих других патологических состояниях. Однако наибольшую эффективность дыхательные упражнения показывают при бронхиальной астме, способствуя ее ремиссии.

Важно! Для достижения необходимого результата гимнастику нужно делать правильно. Научить упражнениям может только специалист. Только после этого методику Бутейко К. М. можно использовать самостоятельно, не боясь навредить своему здоровью и усугубить существующие заболевания.

Противопоказания для дыхательной гимнастики

При правильном выполнении всех упражнений дыхательная гимнастика не способна нанести абсолютно никакого вреда. Скорее наоборот, ее использование позволяет укрепить легкие и бронхи, а также стимулирует работу кровеносной системы.

Поэтому и противопоказаний к ее использованию практически нет. Лишь в исключительных случаях методику Бутейко К. П. применять нельзя. Однако все они относятся к категории ситуативных и ограничены исключительно временем протекания следующих патологических состояний:

  • острые респираторные заболевания;
  • температура тела выше 37 градусов;
  • послеоперационный период;
  • хроническая ангина или тонзиллиты в острой форме.

Подобные факторы могут стать причиной отказа от дыхательной терапии. Однако их наличие накладывает лишь временные ограничения. Преодоление кризисного состояния дает возможность полноценно вернуться к выполнению упражнений.

Методика выполнения гимнастики и виды упражнений

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко включает целый комплекс упражнений. Однако выполнять их без квалифицированного инструктажа не следует, поскольку существует вероятность развития обострения.

Комплекс реабилитационных процедур и направленность профилактики определяется исключительно специалистом на основании имеющейся картины заболевания и степени его тяжести.

Этапом, предшествующим дыхательным упражнениям, служит подготовка. Ее целью является адаптация организма к новым условиям и повышение эффективности гимнастики. Выполняется она по следующим правилам:

  • сначала нужно сесть на стул как можно ровнее и опереться о спинку;
  • в максимально расслабленном состоянии выполняются короткие поверхностные вдохи;
  • длительность подготовительного этапа составляет около 10 минут.

По прошествии этого времени можно переходить к полноценному выполнению отдельных элементов из комплекса дыхательных упражнений по методу Бутейко. Наибольшую эффективность в борьбе с астмой показывают следующие:

  • делается короткий неглубокий вдох, и воздух сразу же выдыхается, после чего делается пауза не менее 5 секунд (10 повторений);
  • вдох полной грудью и такой же выдох — не менее 6-7 секунд на каждое действие, после этого пауза в течение 5 секунд (10 повторений);
  • вдох и выдох осуществляется через одну ноздрю, поочередно левую и правую (10 повторений на каждую);
  • на вдохе живот втягивается как можно сильнее в течение 6-7 секунд, выдох максимальный, продолжительностью до 7 секунд, за ним следует пауза не менее 5 секунд (10 повторений).

Именно эти виды упражнений оказывают наибольший эффект при лечении бронхиальной астмы. Их правильное выполнение с большой вероятностью принесет желанное облегчение, приступы станут менее интенсивными или вовсе исчезнут.

Эффективность гимнастики и возможные последствия

Эффективность лечения во многом зависит от состояния больного и степени тяжести бронхиальной астмы. На начальной стадии болезнь можно практически полностью нейтрализовать при помощи дыхательной гимнастики без применения медикаментов.

При лечении более тяжелых форм заболевания упражнения по методике Бутейко К. П. входят в состав комбинированной терапии, когда лекарственные средства используются в комплексе с физиотерапевтическими процедурами.

Результаты применения дыхательной гимнастики у астматиков положительные. Даже при самых тяжелых формах болезни ее проведение приводит к снижению интенсивности астматических обострений и уменьшению вероятности их развития в будущем.

В самом начале выполнения дыхательных упражнений наблюдается дискомфорт общего плана, связанный с необходимостью постоянного контроля над дыханием.

В отдельных случаях в результате недостаточного поступления воздуха наблюдается одышка, чувство испуга или болезненные ощущения в области грудной клетки.

Подобный дискомфорт может продолжаться на протяжении 2-3 недель, до полного привыкания организма к новым условиям. В результате использования методики Бутейко К. П. приступы бронхиальной астмы возникают реже, а их интенсивность уменьшается.

В заключение

Дыхательная гимнастика по методике Бутейко является одним из дополнительных способов лечения астмы. Ее использование дает возможность существенно уменьшить интенсивность приступов и благоприятно сказывается на состоянии больного в целом.

При этом ее преимуществами по сравнению с другими методиками занятий гимнастикой являются простота и возможность выполнения упражнений практически в любых условиях, без привязки к гимнастическому залу или специальному оборудованию.

Способы тренировки органов дыхания

Легкие, как и другие органы тела, нуждаются в постоянной тренировке, чтобы дольше оставаться здоровыми и нормально функционировать. Для надлежащей работы клеток телу необходим кислород, который поступает в него с помощью органов дыхания. Проблемы с легкими плохо отражаются на состоянии всего организма. Существуют различные упражнения и практики, чтобы тренировать дыхание, укреплять легкие и улучшать абсорбцию вдыхаемого воздуха. Расскажем о некоторых из них.

1. Аэробика

Упражнения аэробного типа играют значительную роль в тренировке дыхания, заставляя многие группы мышц двигаться с ритмичной скоростью. Аэробика замечательно укрепляет сердечные мышцы и легкие, повышая выносливость всего тела. Следовательно, организм гораздо эффективнее использует кислород. Аэробикой можно заниматься не только в зале, но и дома под ритмичную музыку. Бег и велосипедные прогулки тоже относят к аэробным нагрузкам, улучающим функции легких. Можно просто прогуливаться на свежем воздухе в свободное время, что будет весьма полезно для органов дыхания.

2. Упражнения на воде

Водные тренировки заставляют организм работать более интенсивно, потому что вода действует как источник сопротивления. Благодаря этим занятиям хорошо укрепляется система дыхания человека. В воде полезно делать растяжку и упражнения на поднятие тяжестей. Со временем интенсивность тренировок можно повышать. Во время упражнений желательно погружаться в воду по шею и делать быстрые и глубокие вдохи. Это позволит улучшить эффективность тренировок в несколько раз.

3. Зарядка

Любые упражнения для мышц, в том числе, для верхней части тела прекрасно укрепляют работу легких. Обычная 10-20-минутная зарядка помогает улучшить дыхание и поддержать тело в тонусе. Оптимальное время для таких занятий — утро. Те, кому утренняя зарядка в тягость, могут выполнять ее в течение дня или вечером. Но важно, чтобы тренировки начинались как минимум за два часа до сна и часа после ужина. Делать зарядку лучше всего на свежем воздухе или же в квартире с открытыми окнами.

4. Кардиотренировки

При помощи кардиотренировок можно существенно улучшить силу и энергию легких. Если уделять таким упражнениям по полчаса в день хотя бы трижды в неделю, дыхание становится намного лучше, а легкие сильнее. Когда человек интенсивно тренируется, сердце и система дыхания начинают усердно работать, что увеличивает объем легких. Существует масса разных программ кардиофитнеса, которые можно выполнять не только в зале на тренажерах, но и дома или на свежем воздухе. К кардиотренировкам относят такие несложные виды спорта, как бег, плавание, прыжки. Важно перед началом упражнений убедиться, что мышцы хорошо разогрелись. Это поможет избежать травм и других проблем со здоровьем.

5. Тренировки на высоте

Кислорода на больших высотах, как правило, меньше, чем обычно. Поэтому, если тренироваться в горах, дыхание учащается и легочная активность увеличивается. Но важно приступать к такому виду фитнеса постепенно, начиная с медленных движений и небольшой нагрузки. Нужно дать организму по крайней мере недели две, для того чтобы он акклиматизировался к экстремальным условиям. Кроме того, необходимо пользоваться услугами опытного инструктора, ведь неконтролируемые тренировки могут усилить проявления высотной болезни (высотной гипоксии), которая может быть смертельно опасна. Есть люди, которым по состоянию здоровья такие упражнения просто противопоказаны.

6. Выталкивание воздуха

При выполнении этого вида практики дыхание усиленно, что позволяет легким быстрее поглощать кислород. Для этого нужно принять вертикальное положение и ослабить колени. Выдыхать, наклоняясь вперед и буквально «выталкивая» весь воздух из легких. Вернувшись в исходное положение, нужно снова наполнить легкие и не дышать несколько секунд. Руки вытянуть вверх и медленно опустить на выдохе. Упражнение необходимо выполнять 4 раза в день.

7. Растяжка

Еще одно эффективное упражнение для увеличения силы и здоровья легких — их растяжка. Находясь в вертикальном положении, нужно выдохнуть весь воздух из легких. Затем набрать максимальное количество воздуха и удерживать его. Перед выдохом задержать дыхание на 15 секунд и медленно выдохнуть. Повторять трижды в день.

8. Абдоминальное дыхание

Его еще называют диафрагмальным. Это простое упражнение, для которого нужно лечь на спину, положив руки на живот. Вбирать в легкие воздух следует через нос, чтобы работала диафрагма. После вздоха на некоторое время дыхание задерживают (на 3-5 секунд), чтобы потом не торопясь выдохнуть воздух через рот. Важно во время выполнения упражнения чувствовать руками, как мышцы на животе напрягаются. Для эффективности такой тренировки нужно лечь на спину, подложив под поясницу подушку и вытянув ноги вверх (можно упереться ими в стену). Этот способ поможет увеличить объем легких.

9. Восточная система дыхания

Восточная тренировочная система дыхания была испытана на протяжении многих веков. Она позволяет улучшать возможности легких и нормализовать их работу. Вот как ее осуществить: сначала нужно немного подышать обычным образом, а затем через нос сделать три вдоха, не совершая при этом выдоха. После четвертого вдоха нужно поднять распростертые руки до уровня плеч и выпрямить их параллельно полу. На пятый вдох руки, сцепленные в замок, поднимают над головой. После чего медленно выдыхают, возвращая руки в исходное положение.

10. Дыхание на счет

Очередное полезное упражнение, чтобы натренировать легкие — дыхание на счет. Для этого нужно сделать глубокий вдох и закрыть глаза. После глубоко выдохнуть, чтобы легкие освободились от воздуха. Вдыхая в следующий раз, подумать о цифре 1, задержать дыхание ровно на секунду и выдохнуть. Затем вдохнуть на счет 2 и не дышать уже 2 секунды. Упражнение продолжать до числа 8. Подсчет дыхания — это эффективный способ улучшить вместительность легких.

Дополнительные советы для тренировки дыхания

  • Важно соблюдать устойчивое и медленное дыхание при любых типах упражнений. При выдохе необходимо полностью опустошать легкие.
  • Положение сидя не очень хорошо подходит для выполнения любых дыхательных техник.
  • Для того чтобы усилить брадикардию и усилить движение кислорода по телу, оптимально сбрызнуть лицо водой во время выполнения тех или иных упражнений.
  • Для лучшего эффекта важно максимально расслаблять мышцы тела при тренировках.
  • Важно перед упражнениями настроить тело на температуру окружающей среды, чтобы оно акклиматизировалось.
  • Эксперты рекомендуют начинать с наиболее простых упражнений и небольшого количества повторов. Постепенно интенсивность и время тренировок увеличивается.
  • Никогда не стоит чрезмерно напрягать свое тело.
  • Важно не забывать о мерах предосторожности, особенно во время тренировок на воде.

Польза дыхательной гимнастики: методики и упражнения

Дыхательная гимнастика – это оздоровительная практика, основанная на особых методах вдохов и выдохов, которые в совокупности превращаются в дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика используется в профилактических и терапевтических целях в случаях нервно-психических расстройств, сердечно сосудистых заболеваний, гормональных дисбалансов и других неполадок в организме.

Обыкновенный процесс дыхания как гимнастика

Система дыхания очень важна при любых физических нагрузках, например, в спорте, фитнесе, йоге и боевых искусствах правильное дыхание – это 50 процентов успеха при выполнении упражнения. Дыхание как процесс является жизненно важным для обогащения организма кислородом, который необходим для нормальной работы внутренних органов. Дыхательная система в организме человека имеет сложное строение. В процессе дыхания принимают участие: ротовая и носовая полость, гортань и глотка, трахея и легкие с бронхами.

Собственно дыхание бывает:

  • глубокое и поверхностное,
  • частое и редкое,
  • ротовое, грудное и брюшное.

Все эти виды дыхания могут входить в практику дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика берет свое начало в йогических практиках, где дыхание является основой медитации и важной частью асан. В йоге дыхание играет определяющую роль. С постановки правильного носового дыхания начинается путь начинающего йога. Именно йогические дыхательные практики стали началом отдельной гимнастики дыхания. Благодаря дыхательным методикам можно увеличить объем легких, что способствует обогащению кислородом тканей и органов, благодаря чему организм становится более здоровым, укрепляется иммунитет, улучшается кровоснабжение мозга и других органов.

Классификация дыхательных практик

Дыхательная гимнастика

Здесь выделяют гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая была создана для терапии заболеваний дыхательной системы, сердечнососудистой, метаболических и гормональных расстройств, а также в качестве восстанавливающих процедур в случае утери голоса.

Также одним из видов дыхательной гимнастики является знаменитая методика бодифлекс, где с помощью глубокого и частого дыхания, происходит похудение и общее омоложение.

Боевые искусства

Ушу – это вид китайского боевого искусства, где наряду с приемами и упражнениями, активно используется методика правильного дыхания.

Йога

Правильное носовое дыхание в йоге сопровождает выполнение асан и их комплексов, входит в медитационную часть йогической практики.

Дыхательные методы

Определенные методики дыхания были разработаны многими учеными и медиками, как составная часть комплекса оздоровительных, терапевтических, профилактических и реабилитационных процедур. Некоторые из этих методик были полностью самостоятельными – состояли только из дыхательных упражнений.

Например, метод К. П. Бутейко, который заключался в практике глубокого дыхания для лечения различных болезней. Метод И. П. Мюллера состоял в том, чтобы поддерживать организм в тонусе с помощью правильной дыхательной гимнастики.

Кому подойдет дыхательная гимнастика

Показаний для того, чтобы начать тренировать правильное дыхание, множество:

  • нервные расстройства, угнетенное настроение и депрессия;
  • проблемы со зрением;
  • заболевания дыхательных путей, легких, бронхов;
  • простуда и грипп;
  • проблемы с сердцем и давлением;
  • реабилитация после инфаркта и инсульта;
  • головные боли;
  • проблемы с эндокринной системой, гормональные нарушения;
  • воспалительные процессы;
  • проблемы с мужским и женским здоровьем.

И это еще на полный список, ведь дыхательная гимнастика подходит худеющим и тем, кто набирает вес, болеющим и восстанавливающимся после болезни, мужчинам и женщинам, беременным и молодым мамам. Противопоказаний гораздо меньше и большинство из них связаны с серьезными болезнями в острой фазе, запретом на любые физические нагрузки, повышенной температурой и психическими отклонениями.

В чем полезный эффект и есть ли вред от методик дыхания

Дыхательные тренировки полезны для всего тела. С помощью практик и методик дыхания можно улучшить осанку и даже скорректировать искривление позвоночника. От регулярных дыхательных упражнений улучшается обоняние и зрение, это происходит потому, что человек начинает дышать носом, а отделы мозга, отвечающие за зрение, обогащаются кислородом. Проблемы с мочеполовой системой, заикание, повышенное или пониженное давление – все эти недуги поможет вылечить или облегчить дыхательная гимнастика. Вред от упражнений с дыханием может быть в том случае, если упражнения совершаются неверно или имеются противопоказания для применения методики.

Дыхательные упражнения из методики Стрельниковой

Польза дыхательной гимнастики: метод стрельниковойПрежде, чем перейти к комплексу упражнений, следует иметь в виду, что гимнастика будет иметь эффект, если ею заниматься регулярно. Не систематические занятия не дадут должного эффекта, который, в случае регулярных занятий приходит спустя пару месяцев. На каждый комплекс упражнений, в зависимости от выбранной методики, уходит не менее получаса-часа времени, в некоторых практиках необходимо заниматься дважды в день. Упражнения делают на голодный желудок, поутру или глубоким вечером, перед сном. Во всей методике главным является сильный вдох через нос и спокойный выдох через рот.

Поворачиваем голову вправо – делаем шумный вдох носом, выдох – через рот. Поворачиваем голову влево – точно так же делаем вдох и выдох. Повторяем 10-20 раз.

Наклоняем голову вправо и влево, сопровождая наклоны вдохами из предыдущего упражнения. Повторяем такое же количество раз, как и в первом случае.

Наклоняем голову вперед и назад, с уже знакомым темпом дыхания. Не нужно резко запрокидывать голову – каждое движение совершаем медленно и спокойно. 10-20 раз.

Ножницы руками. При со прикасании рук делаем громкий вдох, выдыхаем носом бесшумно.

Делаем поочередные выпады каждой ногой, сопровождая каждый выпад сведением рук, как в предыдущем упражнении. Вдыхаем при со прикасании рук друг с другом. Делаем 10-20 раз, как и предыдущее упражнение.

Наклоняемся вперед и назад, делая вдох в самой нижней точке наклона вперед. Повторяем 10-20 раз.

Упражнения помогают обогатить внутренние органы и кровь кислородом в начале дня, а вечером – успокоиться и настроиться на сон. Смотрите видео инструкцию по выполнению упражнения:

Функция дыхания является основной для поддержания жизни человека. Медики давно заметили, что при нарушении этой функции страдает весь организм. Для восстановления нормального функционирования дыхательной системы применяются различные методы, в том числе и специальные тренировки дыхательных мышц.

Дыхательная гимнастика с успехом используется медиками при лечении заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы, способствует быстрейшему восстановлению в послеоперационный период, повышает тонус организма в целом.

Бронхиальная астма – сложное заболевание органов дыхания, которое протекает в хронической форме и имеет в своей природе аллергический компонент. Проявляется заболевание в виде периодически наступающих приступов удушья, также постоянными симптомами астмы являются сухой кашель, чувство тяжести и давления в груди, затруднение дыхания. Терапия бронхиальной астмы должна быть комплексной.

Улучшение состояния и наступление продолжительных ремиссий достигается при совмещении лекарственной терапии, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры и санаторно-курортного лечения. Одним из методов лечебной физкультуры, применяемой при бронхиальной астме, является лечебная дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме является незаменимым средством, дополняющим медикаментозную терапию. Как известно, у астматиков происходят затруднения с выдохом из-за патологических изменений в бронхах: сужение просветов и спазм бронхиального дерева, заполнение бронхов густой мокротой, которой тяжело отхаркивается. При очень глубоком вдохе раздражаются рецепторы на внутренней оболочке бронхов, и происходит спазм бронхов. Поэтому необходимо знать о правильном дыхании тем, кто страдает этим заболеванием. Дыхательная гимнастика для астматиков научит, как правильно дышать при астме, приступы удушья будут появляться реже, улучшиться состояние важных органов и систем.

С помощью регулярных занятий можно добиться улучшения проходимости бронхов и даже снизить количество приступов удушья. Для этого нужно каждый день качественно выполнять упражнения, но не отказываться от приема лекарственных средств.

Дыхательная гимнастика – это дополнительный способ лечения бронхиальной астмы и не способен заменить медикаментозную терапию!

Какой эффект ждать от лечебной физкультуры?

Полного излечения от бронхиальной астмы ждать не нужно. Бронхиальная астма – заболевание хроническое, прогрессирующее, нужно научиться жить с болезнью и постараться уменьшить количество приступов.

При регулярном выполнении комплекса дыхательных упражнений можно добиться следующих результатов:

  1. Мышечный слой в стенках бронхов расслабляется, в результате чего прекращается спазм, просветы бронхов становятся шире.
  2. Легче и быстрее происходит отделение мокроты, дыхательные пути очищаются от слизи, больше воздуха проходит в легкие.
  3. Укрепляются мышцы, непосредственно участвующие в акте дыхания: межреберные, околопозвоночные, диафрагма.
  4. Вы научитесь управлять своим дыханием, что поможет уменьшить количество приступов или предотвратить их появление.
  5. Дыхательная гимнастика благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, улучшая кровообращение в органах, нормализует артериальное давление, повышает защитные силы организма, снимает стресс.

Преимущества данного метода:

  1. Дыхательную гимнастику может освоить любой человек.
  2. Не требует специальных приспособлений и денежных затрат.
  3. Имеет мало противопоказаний, нет ограничений по возрасту.
  4. При регулярных занятиях можно добиться стойкой ремиссии.

Прежде чем приступить к выполнению дыхательных упражнений, посоветуйтесь со своим врачом. В некоторых случаях лечебной физкультурой заниматься противопоказано.

Противопоказания:

  1. Астматический приступ или приступ сильного кашля.
  2. Не следует проводить упражнения в экстремальных погодных условиях: дождь, ветер, слишком низкая или высокая температура воздуха.
  3. Также занятия противопоказаны в душном не проветриваемом помещении.
  4. Следует отказаться в период острых заболеваний органов дыхания: острый бронхит, пневмония и т.д.
  5. Не заниматься при плохом самочувствии и упадке сил.

Создаем благоприятные условия для занятий

Положительный настрой и нацеленность на хорошие результаты – главные условия в борьбе с заболеванием! Для полноценных занятий нужно соблюдать минимум условий.

  1. Занятия должны проходить на свежем воздухе, не зависимо от времени года. Если нет возможности заниматься на улице, то в комнате необходимо открыть окна. В воздухе должно быть достаточное количество кислорода для насыщения им организма.
  2. Выполнять упражнения нужно в полной тишине, музыка и посторонние шумы не позволят слышать свое дыхание, вы не будете знать, правильно ли делаете упражнение.
  3. Лучше всего заниматься в одиночестве (исключение – специальные группы по лечебной гимнастике), чтобы никто из домочадцев не мешал вам и не сбивал дыхание.
  4. Гимнастика выполняется ежедневно – утром и вечером.
  5. Совмещаем занятия дыхательной гимнастики с физиопроцедурами.

Осваиваем технику

Как уже говорилось, занятия должны быть регулярными и проводиться по возможности 2 раза в день. Начинаем тренировать дыхание, как только проснулись. Для этого не обязательно сразу вставать с постели.

Ноги согнуть в коленных суставах постараться подтянуть к грудной клетке, осуществляя продолжительный выдох ртом. Выполнять до легкого чувства усталости. Упражнение помогает выводить мокроту из бронхов.

Далее переходим к занятиям в положении стоя или сидя.

  1. Вдыхаем резко носом, считаем до трех и делаем выдох ртом, произнося при этом звук «з» или «ш».
  2. Закрываем правую ноздрю и вдыхаем ртом, затем выдыхаем через левую половину носа. Меняем ноздрю и проводим то же самое несколько раз.
  3. Делаем вдох через нос, выдыхаем не торопясь ртом, губы при этом нужно сделать в виде трубочки.
  4. Ежедневно надувать несколько обычных воздушных шариков. Эта методика широко применяется даже для лежачих больных.
  5. Сидя за столом, поставить перед собой стакан с водой и взять трубочку для напитков. Делать вдох через трубочку, а выдыхать в стакан с водой.

Дыхательные упражнения при астме

  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Гимнастика Стрельниковой при астме

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное – правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе – выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Видеоупражнения

Поможет ли йога?

Лечение йогой может применяться при бронхиальной астме, если выполняются специально разработанные упражнения, которые улучшают легочное дыхание, способствуют отхождению мокроты. Кроме того, при регулярном и правильном выполнении отмечается улучшения здоровья, симптомы заболевания проявляются реже, приступы становятся единичными или исчезают вовсе. Иногда возможно добиться снижения дозировок лекарственных препаратов против астмы, а в единичных случаях полностью отказаться от медикаментозного лечения.

  1. Сесть в классическую для йоги позу лотоса, если это невозможно, то просто скрестить ноги. Расслабиться, взгляд направлен на кончик носа. Делать равномерно вдох и выдох около 8 раз, затем сделать глубокий вдох и постараться задержать дыхание на пару секунд. Медленно произвести выдох носом. Повторять до чувства легкой усталости. Упражнение насыщает клетки органов кислородом, улучшает газообмен в тканях.
  2. В положении стоя вдохнуть медленно носом, так, чтобы ноздри приклеились к перегородке носа. Выдыхать следует мелкими порциями через губы, сомкнутые в трубочку. Выдох должен быть с усилием, чтобы напрягались мышцы пресса и диафрагма. При этом улучшается дренаж легких, мокрота разжижается и легче выводится.
  3. Следующее положение знакомо нам с уроков физкультуры как «стойка на лопатках» или «березка». Нужно лечь на спину, согнуть ноги в коленях, руки придерживают поясницу. Медленно поднимать ноги вверх, пока они не станут перпендикулярно полу, лопатки должны касаться пола. Постараться задержаться в таком положении некоторое время, затем плавно опустить ноги на пол.

Эффективными являются упражнения, где требуется пропеть различные звуки, а также самомассаж грудной клетки. Пение и массаж приводят в движение мерцательный эпителий бронхов, густая мокрота приходит в движение и направляется к выходу. Бронхи очищаются, через них свободно проходит воздух и насыщает организм кислородом.

Некоторые асаны из йоги противопоказаны при бронхиальной астме, поэтому заниматься йогой следует со специалистом в этой сфере, чтобы избежать ошибок при выполнении и не навредить здоровью.

Если вы не отличаетесь дисциплинированностью, то правильным решением будет посещать специальные группы по лечебной дыхательной гимнастике. Отделения лечебной физической культуры имеются практически в каждой городской больнице.

Проходя занятия в группе, вы не только поправите свое здоровье, но и почерпнете полезную информацию от общения с людьми, страдающими таким же заболеванием.

Вместе с другими пациентами легче будет настраиваться на длительные занятия, в компании занятия проходят веселее и время летит незаметно. Если в группе появятся друзья, то посещать занятия вы будете с удовольствием каждый день, а положительные эмоции помогут победить заболевание.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения макошь311 Звуковая гимнастика поможет при заболеваниях дыхательных путей

Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом.

При произношении этих самых специальных звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.

С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит.

Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.

Наибольшие усилия прилагаются, когда используются глухие согласные (п, т, к, ф, с), так как в эти моменты грудная клетка и диафрагма находятся в наибольшем напряжении.

Звуковая гимнастика должна делаться по строго определенным правилам, в зависимости от цели, поставленной перед ней.

При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по–разному, например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.

Каждое занятие начинают со звуков – пффф, которые делают через губы, сложенные трубочкой, так же произношение этих звуков является очистительным выдохом, который следует делать обязательно до и после каждого упражнения.

Есть еще одно обязательное упражнение, которое напоминает закрытый стон: мммм.

Примите исходное положение — сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно так:

вдох через нос одну–две секунды, пауза в одну секунду,

выдох через рот две – четыре секунды, затем опять пауза, но уже продолжительнее, она уже будет составлять четыре–шесть секунд.

Как долго продолжать такие занятия, вы должны решить сами, опираясь на свое самочувствие.
Чаще всего лечебный эффект достигается быстрее, когда приходиться рычать и мычать по два–три раза в день по пятнадцать-двадцать минут.

Регулярные занятия звуковой гимнастикой дают в лечении очень хороший эффект, а в некоторых случаях, даже способствует снятию приступа бронхиальной астмы.

Предлагаем вам полный список лечебных звуков, которые вы должны произносить каждый день:
пффф – три раза; ммм – три раза и пфффф – один раз; бррух – три раза и пффф – один раз;
вррух – три раза и пффф – один раз; шррух – три раза и пффф – один раз; зррух – три раза
и … — пффф – один раз; вррот – три раза и пффф – один раз.

Дыхательная гимнастика по классической системе

Дыхательные упражнения по классической системе обычно выполняются в сочетании со звуковой гимнастикой.

Количество упражнений будет зависеть от самочувствия больного и в среднем должно составлять 6–12 упражнений с учетом звуковой гимнастики и специальных дыхательных упражнений.

Звуковые упражнения следует выполнять на произнесение различных гласных и согласных звуков.

На начальном этапе тренировок можно произносить гласные у, и, е, о. В дальнейшем следует постепенно использовать такие согласные, как ж, з, р, с, уже натренированным пациентам можно использовать в гимнастике ш и щ.

В принципе, выбор звуков в большинстве случаев остается за самим человеком, и это скорее дело вкуса, чем обязательная норма. На вдохе можно произносить м-м-м, на выдохе – пфф.

Произнесение этих звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку. Это хорошо помогает для расслабления спазмированных бронхов и бронхиол.

При звуках п, т, к, ф развивается наибольшая сила воздушной струи; при звуках б, г, д, в, з – средняя;
при звуках м, к, л, р – наименьшая. На выдохе рекомендуют произносить рычащий звук р, продолжительностью от 5–7 секунд в начале и до 25—30 секунд после длительной тренировки.

Затем на выдохе можно использовать и такие звуки: бух, бат, бак, бех, бах, бррох, бррух, бррфх, дррох, дррфх и пр. Между дыхательными упражнениями с проговариванием звука нужно обязательно делать небольшую паузу – в 20—30 секунд.

Очень важно научиться выполнять дыхательные и звуковые упражнения автоматически, чтобы в случае развития приступа, можно было по инерции их повторить, что поможет расслабиться и возможно избежать приступа.

При выполнении лечебных упражнений нужно обязательно делать паузы для отдыха по 20—60 секунд в зависимости от самочувствия. Очень полезно также делать вдох через нос, а после небольшой паузы выдохнуть воздух через открытый рот и вновь сделать более удлиненную паузу перед новым вздохом.

При хорошей подготовленности во время проведения дыхательных упражнений целесообразно использовать также и ходьбу, задействуя тем самым нижние конечности. Упражнения для верхних конечностей обязательно надо координировать с дыханием, стараясь особое внимание уделять упражнению на полный выдох.

Дыхательная и звуковая гимнастики для детей

Цель «Дыхательной и звуковой гимнастики» — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика способствует укреплению здоровья и взрослых, и детей. Она особенно полезна после физических упражнений, утренней зарядки, игр.

Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.

Виды дыхательных упражнений:

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2. Сделать 8—10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м — м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самоё, закрыть левую ноздрю.

5. Энергично произносить «п. — б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т — д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.

7. Высунуть язык, энергично произносить «к — г», «н — г». Укрепляются мышцы полости глотки.

8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но, и деятельность головного мозга, а так же снимает стрессовое состояние.

9. «Покорители космоса». Дети сидят «по-турецки», расслабляются готовятся к полету:

10. «Полет на Луну» — на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают.

11. «Полет на Солнце» — также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

12. «Полет к инопланетянам» — на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела словно выплеск. Появляется ощущение радости и легкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

13. «Гудок парохода». Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1—2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3—6. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

14. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за данном темпе по представлению.

15. «Упрямый ослик». Педагог выбирает из детей «осликов» и «погонщиков». «Ослики» весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. «Погонщики» уговаривают «осликов», но те начинают кричать «И-а».
Что же ты хочешь, мой милый «И-а»? Сена, лепешек иль молока?
«Ослик» прекращает кричать, получив желаемое.
Дети меняются местами. Звуки «и-а» укрепляют связки; люди, страдающие храпом излечиваются.

16. «Плакса». Ребенок плачет со звуком «ы».
Что ты плачешь «ы» да «ы»? Будем мы с тобой играть, слезы поскорей утри. Песни петь и танцевать.
«Плакса» перестает плакать, все дети пляшут. Звук «ы» снимает усталость головного мозга.

17. «Кто знает больше добрых слов».
Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т., Цель упражнения — обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

Наиболее пригодным для больных бронхиальной астмой является произнесение при выдохе согласных звуков — р, ж, ш, щ ,з, с и гласных звуков — у, о, а, е, и. Для облегчения воспроизведения целесообразно соединять выговаривание указанных гласных звуков с согласными: бр, ж, к, х, причем последние произносятся быстро, а затем следует длительное звучание выбранной гласной.

Серия сообщений «лёгкие»:
Часть 1 — Хвойные ванны облегчат дыхание
Часть 2 — БУДЬ ЗДОРОВ, НЕ КАШЛЯЙ!

Часть 14 — Как очистить легкие от мокроты и слизи
Часть 15 — Как очистить легкие
Часть 16 — Звуковая гимнастика поможет при заболеваниях дыхательных путей