Праздничный хлеб

Гурмания

16 мая 2014, 00:00 | Галина Замыслова

9 выбрали

Все есть пища, но хлеб — ее великая мать. (Индийская пословица).

Хлеб – одна их главных человеческих ценностей. О нем слагают песни и пословицы, ему почет и уважение за каждым столом, с него начинается жизнь. А какой праздник без хлеба? Для особого повода и хлеб особенный, праздничный – рождественские калачи и пасхальные куличи, свадебные караваи и пироги. У каждого народа есть свой, особенный традиционный хлеб к празднику.

Пасхальный венок (Греция)

Праздников праздник Пасха не обходится без своего, особого хлеба – это освящаемый в церкви артос или домашние куличи. В Греции на пасху пекут особый пасхальный хлеб цуреки (пасхальный венок), схожий по форме с халой или русской плетенкой. Чтобы испечь настоящий цуреки нужны два обязательных компонента — мастиха (смола фисташкового дерева) и махлепи (ядрышки средиземноморской дикой вишни). Поэтому мы сможем попробовать приготовить близкий по духу греческий пасхальный венок, если не сумеем раздобыть эти пряности.

Нужно:

  • около 1 кг муки
  • 5 крупных яиц
  • 1 1/4 ст. сахара
  • 300-400 г сливочного масла (растопленного и охлажденного)
  • 1 1/2 ст. теплого молока
  • ванилин или махлепи и мастиха
  • 2 пакетика дрожжей
  • 1 ч.л. соли
  • вареные яйца (окрашенные и обычные)
  • кунжут для посыпки

Готовим!

Растворить дрожжи в теплом молоке, добавить немного муки с щепоткой соли и замесить опару. Взбить слегка яйца с сахаром, растопить и охладить масло. Просеять всю муку и добавить в нее специи. Замесить тесто на опаре и дать хорошо подойти (примерно час-полтора), затем снова вымесить и дать подойти еще раз. Разделить тесто на три (или 4) части. Раскатать из теста жгуты и сплести косичку. Если вы решили сделать венок, то соединить концы косички в кольцо, а если в форме хлеба, то сверху на косу уложите 4-ый жгут, немного его раскатав. Смазать поверхность хлеба взбитым яйцом или крепким сладким чаем и посыпать кунжутом. Затем щедро смазать сваренные вкрутую (некрашеные) яйца растительным маслом и хорошо вдавить в тесто. Выпекать примерно 45 минут в разогретой духовке. Вынуть из печи хлеб и заменить яйца на окрашенные. Количество яиц для украшения зависит от вашего желания: одно в центре, несколько по кругу или вдоль хлебного батона.

Болгарский тутманик

Тутманик – это не просто праздничный хлеб, это хлеб с брынзой. Вкусный и сытный, подаваемый к столу и в праздник, и как угощение дорогим гостям.

Нужно:

  • 3 яйца (1 желток для смазки пирога)
  • по 0,5 ст. сметаны и молока
  • 1 ч. л. соды
  • 1 пакетик сухих дрожжей
  • 1 ст. ложка сахара
  • 1 ч.л. соли
  • около 700 г муки
  • 100 г сливочного масла
  • 350 г брынзы (сулугуни, адыгейского сыра)

Готовим!

Приготовить опару — растворить дрожжи в теплой воде с 1 ч. л. сахара и половиной муки. Когда опара поднимется шапкой, замесить тесто из всех компонентов (кроме брынзы) и дать подойти. Через 30-40 минут тесто обмять и разделить на три части. Каждую часть раскатать в пласт в виде прямоугольника, смазать растопленным маслом, посыпать натертой брынзой и скатать в рулет. Каждый рулет нарезать поперек кусочками толщиной 3 см и уложить их в смазанную маслом форму на расстоянии 1 см. Смазать поверхность срезов взбитым желтком, дать подняться 15 -20 минут и выпекать в разогретой до 200 градусов духовке 30 минут. По готовности вынуть тутманик из духовки, сбрызнуть водой и накрыть полотенцем на 15 минут.

Хала еврейская праздничная

Хала — традиционный праздничный еврейский хлеб из сдобного дрожжевого теста. Название хлеба произошло от наименования одной из заповедей Торы, которую совершают при приготовлении теста для хлеба. Халу по традиции едят в шаббат. Нам хала знакома с детства, ведь когда-то ее выпекал чуть ли не каждый хлебозавод и не было вкуснее ничего маковой халы с молоком – настоящей, праздничной.

Нужно:

Готовим!

Растительное масло смешать с солью и сахаром, влить кипяток, размешать, добавить холодную воду и еще раз размешать. Дрожжи развести в теплой воде, отдельно взбить 2 яйца и смешать с дрожжами. Затем замесить тесто на деревянной доске, подсыпая муку, пока оно не перестанет липнуть к рукам. Накрыть тесто салфеткой и поставить на минуту в теплую духовку, а затем в теплое место на один час. Затем тесто снова вымесить и разделить на 4 части, и каждую часть еще на 3-4 куска. Скатать из кусочков теста жгуты и сплести их по три косичкой. Выложить халы на смазанный противень и дать подойти 30-40 минут. Смазать их яйцом, посыпать маком и выпекать 30-40 минут на среднем огне. Готовые халы выложить на блюдо и накрыть на 15 минут салфеткой.

Русский свадебный каравай

Самый праздничный хлеб на Руси это свадебный каравай – по давней традиции, соблюдая свадебный обряд, им до сих пор благословляют молодых их родители.Чтобы создать такое чудо, как настоящий свадебный каравай с розанами, колосьями и голубками нужно быть опытным мастером. А мы попробуем сделать свой праздничный каравай – в виде ромашки или герберы!

Нужно:

  • 3-4 ст. муки
  • 6 ст.л. сахара
  • 6 ст.л. маргарина
  • 4 яйца
  • 1 пакетик дрожжей для сдобы
  • 1/3 ч.л.
  • 100 мл теплого молока или воды

Готовим!

Поставить опару из дожей, молока, соли, 1 ст.л. сахара и стакана муки. Когда опара поднимется, добавить все остальные компоненты и замесить тесто, подсыпая муку, пока он не перестанет липнуть к рукам. Дать тесту подойти примерно 1 час и разделать в виде цветка (см. фото). Осторожно выложить ромашку из теста на противень и дать подойти 15 минут. Затем смазать поверхность желтком или крепким сладким чаем, посыпать середину цветка маком и выпекать в разогретой духовке до золотистого цвета.

Ваши гости буду рады такому праздничному караваю!

Галина Замыслова, etoya.ru

Фото: supercook.ru, woodfiredkitchen.com, wildyeastblog.com

Релевантные товары в Online-магазине:

Miss Dior Absolutely Blooming Парфюмерная вода в праздничной упаковке

3 799 руб.

лимитированный выпуск sale

Приготовление праздничного хлеба

Последовательность технологических операций

Приготовление теста. Из подготовленного сырья по установленной рецептуре готовят тесто. Пшеничное тесто готовят в одну (безопарный способ) или в две фазы (опарный способ).

При безопарном способе тесто замешивают сразу из всего сырья. В месильный аппарат согласно рецептуре дозируется мука, вода, дрожжевая суспензия, соль, другое сырье и проводится смешивание до получения однородной массы. Приготовленное тесто определенное время бродит.

При опарном способе сначала из части муки, воды, всех дрожжей готовят опару. После созревания к ней прибавляют остаток муки и воды, соль, а также другое сырье и замешивают тесто. Во время брожения дрожжевые клетки сбраживают сахар муки с образованием спирта и диоксида углерода, который разрыхляет тесто, оно увеличивается в объеме, приобретает необходимые физические свойства, в нем накапливаются ароматические вещества.

Ржаные сорта хлеба готовят в основном двухфазным способом. Сначала готовят закваску, потом на ней замешивают тесто.

Обработка теста. Эта операция включает разделение теста на куски определенной массы, предавание им определенной формы: шарообразной — на тестоокурглителях или батонообразной — на тестозакаточных машинах; выстаивание сформированных тестовых заготовок в специальных шкафах. Во время выстаивания тестовые заготовки разрыхляются, увеличиваются в объеме. Эта операция обеспечивает хороший объем хлеба, формирование структуры пористости.

Выпекание. После выстаивания тестовые заготовки выпекают в хлебопекарных печах разной конструкции. Во время выпекания вследствие теплофизических, микробиологических, биохимических, коллоидных, химических процессов тестовая заготовка превращается в хлеб с окрашенной корочкой и ароматным ароматом.

Остывание и хранение. Испеченный хлеб укладывают в ящики или лотки, которые размещают на вагонетках или в контейнерах, при этом отбраковывают изделия, которые не отвечают стандартам. Вагонетки с хлебом транспортируют в хлебохранилища для остывания и реализации.

Требования к качеству и сроки хранения

Хлеб является продуктом кратковременного хранения. Срок реализации хлеба из ржаной и ржано-пшеничной муки — 36 ч, из пшеничной — 24 ч, мелкоштучных изделий массой менее 200 г — 16 ч. Сроки хранения хлеба исчисляются со времени выхода их из печи. Лучше всего потребительские свойства хлеба сохраняются при температуре 20-25°С и относительной влажности воздуха 75%.

Форма изделий должна быть правильной, соответствовать их названию, нерасплывчатой, без боковых наплывов, поверхность — гладкой, без трещин, окраска от светло- желтой, золотистой до коричневой. Состояние мякиша изделий характеризуется его пропеченностью, промесом, пористостью, эластичностью и свежестью. У пропеченных изделий мякиш сухой, нелипкий, не влажный на ощупь, без комочков и следов непромеса, эластичный, нечерствый и некрошливый. Вкус и запах должны быть характерными для данного вида. Не допускаются горький, затхлый, плесневелый и другие посторонние привкусы и запахи.

Праздничный хлеб

Категории рецептов

  • Бульоны и супы 6287
  • Горячие блюда 39803
  • Салаты 16232
  • Закуски 13637
  • Напитки 2650
  • Соусы 1545
  • Выпечка 30271
  • Десерты 20923
  • Заготовки 3808
  • Блюда из лаваша 683
  • Готовим в аэрогриле 216
  • Каши 818
  • Украшения для блюд 612
  • Готовим в пароварке 341
  • Приготовление молочных продуктов 312
  • Готовим в мультиварке 2113
  • Маринад, панировка 91

Назначения рецептов

  • Для детей 69038
  • Звёздные рецепты 772
  • Конкурсные рецепты
  • На завтрак 49837
  • На обед 125190
  • На полдник 45569
  • На праздничный стол 73080
  • На природу 18421
  • На ужин 120773
  • Неожиданные гости 43602
  • Рецепт для автоклава 11
  • Рецепт для хлебопечки 1432
  • Рецепты от компаний 1047
  • Специальное питание 24408

Национальные кухни Развернуть весь список

  • Русская 3909
  • Итальянская 2701
  • Французская 1787
  • Украинская 1011
  • Китайская 683
  • Японская 464
  • Абхазская 23
  • Австралийская 56
  • Австрийская 127
  • Азербайджанская 326
  • Американская 860
  • Английская 348
  • Арабская 252
  • Аргентинская 34
  • Армянская 156
  • Африканская 69
  • Башкирская 2
  • Белорусская 181
  • Бельгийская 21
  • Болгарская 186
  • Бразильская 40
  • Бурятская 13
  • Валлийская 5
  • Венгерская 170
  • Вьетнамская 55
  • Гавайская 10
  • Голландская 48
  • Греческая 560
  • Грузинская 466
  • Датская 42
  • Еврейская 265
  • Египетская 50
  • Индийская 412
  • Иракская 5
  • Иранская 35
  • Ирландская 47
  • Исландская 1
  • Испанская 415
  • Кавказская 234
  • Казахская 80
  • Калмыцкая 3
  • Канадская 52
  • Коми 16
  • Корейская 297
  • Кубинская 27
  • Курдская 5
  • Латышская 68
  • Литовская 45
  • Магриба 137
  • Малазийская 30
  • Марокканская 101
  • Мексиканская 240
  • Молдавская 83
  • Монгольская 5
  • Немецкая 831
  • Норвежская 50
  • Перуанская 10
  • Польская 153
  • Португальская 146
  • Румынская 33
  • Сирийская 59
  • Таджикская 24
  • Тайская 176
  • Татарская 94
  • Тунисская 20
  • Турецкая 483
  • Узбекская 276
  • Уральская 16
  • Финская 75
  • Хорватская 6
  • Чешская 125
  • Чилийская 13
  • Шведская 118
  • Швейцарская 89
  • Шотландская 42
  • Эстонская 73
  • Югославская 48

Хлебные традиции разных стран

Высокая культура

Законодателем высокой хлебной культуры считается Франция: шеф-пекари в большинстве топ-отелей мира – французы, у них свой покровитель – святой Оноре, свои фестивали, музеи, безумные затеи (вроде спальни из хлеба для Сальвадора Дали, которая много лет назад прославила булочные Пуален) и конкурсы на лучший багет города, победить в котором – высшее счастье. А рядовой парижанин не представляет себе жизни без булочной в соседнем доме, куда он каждое утро спускается за свежими круассанами.

Главные отличительные черты французского хлебного бизнеса – любовь к своему делу, расторопность («правильные» пекарни открываются в пять утра, чтобы в семь первые клиенты уже могли получить к завтраку горячий хлеб), чуткость к вкусам покупателей и в то же время неукоснительное уважение к традициям. Например, сегодня в Париже самый модный хлеб – своеобразный микс и того и другого: багет a l’ancienne, то есть по-старинному. Его готовят из кислого теста, он выходит из печи с грубой корочкой и пористой, желтоватого цвета мякотью, заостренные концы его припудрены мукой. Ешь такой багет – и переносишься в эпоху Марии-Антуанетты.

Чудесный аппетит

Для Италии хлеб всегда был основой кухни – и до сих пор, к счастью, не стал частью индустрии. Он по-прежнему традиционный, особенно на юге страны, который считается «заповедником» хлебопечения: здесь повсюду можно найти семейные булочные, где рецепты хлеба бережно передают из поколения в поколение. В Италии несколько типов хлебов, очень разных в принципе: фокачча, брускетта, микетта, розетта, банана, биова, боволо, чиабатта, чирьола, манина феррарезе, пане казаречьо – один из главных фаворитов юга от Тосканы до Сицилии. И практически каждый несет с собой легенду.

Например, знаменитый тосканский хлеб без соли был изобретен, когда очередной папа совершенно бессовестно повысил налог на соль и тосканские пекари решили бойкотировать продукт. Оказалось, однако, хлеб без соли тоже вкусен, потому пекут его и по сей день. А секрет успеха затеи в том, что едят такой хлеб преимущественно с тосканской же ветчиной, которая гораздо солонее пармской или фриульской. Или вот гриссини – тонкие хлебные палочки из Турина. Их появление на свет приписывают доктору Савойской семьи, правителей регионов Пьемонт и Валь-д’Аоста, который считал, что длинный, тонкий и сухой хлеб полезен для здоровья принца.

Но незнание исторической подоплеки еще никому не мешало наслаждаться настоящим итальянским хлебом: ароматнейшей брускеттой, подсушенной, натертой чесноком, политой оливковым маслом и посыпанной базиликом; фокаччей, которую делает бесподобной добавление белого вина, оливок и розмарина. Или чиабаттой, простейшей деревенской лепешкой, чья золотистая хрустящая корочка способна сотворить чудеса с аппетитом.

Крутой замес

Про немецкие хлеба говорят: «Пока до дома донесешь – плечо вывихнешь!» Немцы любят, чтобы все было основательно, в том числе и хлеб. Его в Германии сотни и сотни сортов – человеку со стороны разобраться практически невозможно. Но зато возможно просто полюбить – хотя бы тот же черный хлеб из муки грубого помола.

Некоторые немецкие сорта – как, например, аппетитный кренделек претцель – очень обаятельны и нравятся всем без исключения, а какие-то рассчитаны, что называется, на узкий круг любителей. И именно благодаря таким хлебам Германия тоже может называться страной высокой хлебной культуры.

Например, семья Шюлеров из города Бамберга вот уже 150 лет выпекает бамбергский фладен: плоский, большой (почти полметра в диаметре), очень темный, сильно пропеченный и невероятно пряный. Фладен от Шюлеров называется «сапельброт» – от слова sappeln, которое означает «отбивать тесто до тех пор, пока блин не станет практически плоским». Тесто следует именно отбивать, а не раскатывать – чтобы оно не вздумало подняться в печи. Гурманы сходят с ума от сапельброта. Те, кому посчастливилось жить в Штутгарте, Гамбурге, Берлине или Нюрнберге, могут покупать его в специальных лавочках, ну а остальным приходится выписывать из Бамберга.

Необычный вкус

Еще одна нация европейских хлебоманов живет недалеко от немцев. Хлеб Ирландии славится на весь мир своим необычным вкусом: наиболее популярный содовый хлеб готовится без дрожжей (поэтому очень быстро) и на основе пахты (получается кисловатым); иногда его пекут с изюмом, смородиной или другими фруктовыми добавками.

Фарлс выпекают из пшеничной муки с геркулесом в форме четвертинки круга. Фадж, картофельный хлеб с петрушкой, подают холодным или жаренным в свином жире. И ни один национальный завтрак не обходится без брам брака – фруктового хлеба, который идеально сочетается со сладким чаем с молоком, так любимым ирландцами.

Все ирландские хлеба достаточно просты в приготовлении, но в недостатке идей ирландцев не заподозришь. Вот как, например, готовится брам брак с кольцом: залить сухофрукты (2,5 стакана) горячим чаем (1 стакан), накрыть и оставить размягчаться на ночь. Утром добавить муку (2,5 стакана), слегка взбитое яйцо (1), апельсиновый мармелад (4 ч. л.), сахар (1,3 стакана), смесь пряностей (корица, гвоздика, мускатный орех) и завернутое в бумагу для выпечки кольцо (золотое или серебряное). Все хорошенько перемешать, выложить на противень, сделать на поверхности надрез в форме креста и выпекать полтора часа. Подавать горячим с маслом к чаю. Кому попадется кольцо – тот вскоре женится.

Сакральная тема

Одна из самых самобытных хлебных традиций существует в Мексике. Ну где еще с таким постоянством используют кукурузную муку? Из нее мексиканцы пекут свои повседневные лепешки тортильяс: сухие зерна замачивают на ночь в теплой воде, на следующий день отжимают, перемалывают, и из этой массы на горячей глиняной плите готовят пресные хлебцы.

Хлеб в Мексике – тема сакральная. Например, в день Мертвых в большинстве домов на столе вы увидите «пан де муэрто», хлеб мертвых: этот пряный, изысканный, сладкий хлеб с апельсином (в него обязательно идут также

мускатный орех

и ликер Sambuca) украшается филигранно выпеченными, обильно покрытыми глазурью «костями предков» и подается с густым горячим мексиканским

шоколадом

Впрочем, хлеб – обязательный атрибут религиозных праздников не только в Мексике. Для христиан он символизирует тело Христово – и в главной нашей молитве упоминается в первых строках: «хлеб наш насущный даждь нам днесь…» А традиция куличей? У нас каждая хозяйка хоть раз в жизни затевает на своей кухне этот сложный процесс. Не менее красивые пасхальные хлеба и куличи-панеттоне пекут, к примеру, в Греции и Италии.

Восточная сторона

Восточная культура хлеба более древняя, чем европейская. Практически повсюду – от Турции и Ирана, от Кавказских гор и среднеазиатских песков до джунглей Южной Индии и коралловых побережий Таиланда – хлеб выглядит как лепешка. Лепешки бывают пышными и плоскими, как блины, пресными, дрожжевыми, сдобными, печеными, жареными. Но у них всегда есть кое-что общее: лепешки рвут руками, а не режут ножом. Иначе не просто вкус теряется, но оскорбляются традиции.

Один из самых популярных видов восточного хлеба в мире – пита. Проще нее, кажется, и быть ничего не может: нужно смешать стакан муки со стаканом воды и чайной ложкой дрожжей; оставить ненадолго. Из получившегося теста скатать пять шариков и вновь оставить ненадолго. Потом пережать каждый шарик посередине, чтобы получились как бы песочные часы, – и снова оставить, пока они опять не превратятся в шарики. Затем раскатать скалкой лепешки толщиной в полсантиметра. Поставить в раскаленную духовку и подождать пять минут – шарики начнут раздуваться, как настоящие воздушные шары. Достать из духовки, накрыть влажным полотенцем. Когда пита «опадет», ее можно будет использовать как «карман» – начинять хоть мясом с салатом, хоть сыром с зеленью – чем угодно.

Самые вкусные лепешки в Средней Азии можно попробовать в пекарнях, где до сих пор их делают вручную (причина, понятно, не в утонченном вкусе местных гурманов, а просто в медленном течении азиатского времени). Узбекские, таджикские, туркменские лепешки готовятся не на дрожжах, а на заквасках (это то, к чему возвращаются сейчас в хлебных бутиках Европы), отчего вкус их становится более насыщенным. Скажем, узбекские ширмай-нон на основе горохово-анисовой закваски. Их выпекают в тандуре, глиняной печи, установленной в земле, и подают горячими к плову, супу, шашлыку и овощам.

Индийские лепешки наан тоже выпекают в тандуре, но его отсутствие никого не останавливает – на чугунной сковороде можно приготовить другие лепешки: чапати, пури или паратас. В Индии пословица «Плох обед, коли хлеба нет» приобретает особенное звучание – в индийской кухне действительно еды без хлеба не бывает. В каждом штате свои блюда, а лепешки – объединяющий лейтмотив: они часто исполняют роль столового прибора – с их помощью зачерпывают дал, рис и овощи. Приготовить чапати или парату так же просто, как и любую другую лепешку – если у вас под рукой есть тандур или горящий древесный уголь, а также атта, специальная мука для чапати. Ее получают, тщательно перемалывая цельные зерна пшеницы до состояния порошка темно-желтого цвета. Тесто из атты получается невероятно бархатистым, и подмена ее обыкновенной пшеничной мукой обнаружится немедленно.

Хлебное будущее

В России хлеба всегда ели много. Когда-то в Филипповских булочных, которые, безусловно, были достопримечательностью старой Москвы, постоянно толпился народ. Сам Филиппов был фигурой выдающейся – он создал целую хлебную империю. Его калачи и сайки каждый день отправлялись к царскому столу в Петербург (пытались было печь их там, но ничего не вышло – вода невская, говорил Филиппов, не та). Обозы с его хлебом снаряжались даже в Сибирь: калачи каким-то специальным образом сразу из печи замораживали и оттаивали только перед едой – в сырых полотенцах! Но в то же самое время простые люди покупали в его булочных свой «насущный»: фунтиковый черный, ситный (его пекли из муки, просеянной через сито, и такой хлеб выходил гораздо нежнее решетного), калачи, караваи, бабки и сайки.

Мы принадлежим к числу наций, которые едят много хлеба – по подсчетам экспертов, до 330 граммов в сутки. И это очень, очень хорошо для нашего здоровья. Во-первых, хлеб на 30% покрывает суточную норму калорий. Во-вторых, в нем, несмотря на кажущуюся простоту, содержится около 200 полезных для здоровья веществ, растительных белков и углеводов. В-третьих, хлеб богат незаменимой для человека клетчаткой, и чем грубее помол, тем хлеб полезнее. При обработке муки именно в отруби уходит львиная доля полезных элементов зерна, которые содержат витамины и минеральные вещества, стимулирующие обмен веществ.

Увы, времена изменились, и Москву теперь можно назвать хлебным городом с большой натяжкой – до высокой хлебной культуры ей еще расти и расти. Но ведь мы не стоим на месте. Вот увидите: пройдет всего несколько лет – и у нас можно будет купить, по японской традиции, красиво упакованный хлеб с абрикосом или апельсином (его несут в гости как подарок), и у нас будут подавать знаменитый латышский суп из черного хлеба или скандинавский хлебный торт, и откроются в переулках маленькие булочные, где будут печь свой хлеб – не хуже, чем в старом Неаполе.

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

Хлеб в древнеславянской лексике «жито» – это всякий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т. д., либо не сжатый хлебный злак. Жито образовано от слова «жать».

С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлеб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Божией, царским подарком на столе, стоящем под иконами, и почитаемом, как долонь (лодонь) Бога, подателя хлеба насущного. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишён внимания Божьего.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требоварельные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь. В традициях двоеверия на Руси не забывали и специальные языческие заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по краям магическими знаками-оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось святотатством.

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиямаже даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯ
Языческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: «Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

Это вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной. К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.

В отличие от греческой православной церкви, латиняне римско-католической церкви отстаивали необходимость использования для этого пресного хлеба, или по-русски «опресноков». Сторонники Римского папы цитировали апостола Матфея: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.
Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Пшеничный хлеб упоминается в произведении XII века — «Слове», или «Молении Даниила Заточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб являет». Известно также, что преподобный Сергий Радонежский, будучи игуменом Свято-Троицкой лавры в XIV веке, размалывал зёрна на ручных жерновах и выпекал хлеб.

Из свода житейских правил XVI века «Домостроя» узнаём, что хлеба тогда на Руси пекли много, причём в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относились к хлебу бережно: «А в житницах, и в закромах, у ключника бы всякое жито и всякий запас брежно».

В «Домострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней».Далее следует совет остерегаться недопеченного, горячего и слишком мягкого хлеба, дабы не навредить желудку.

Хлеб XV-XVI веков был натуральной закваске, не похожей на нынешние «быстрые сухие дрожжи». Древнерусский хлеб наверное пришёлся бы по вкусу современному русскому человеку. Ржаной хлеб и сегодня, как и тысячу лет назад, очень тяжело воспринимался современниками-иностранцами. Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». Сегодня иностранцы именно так и говорят о ржаном руском хлебе «кисел, как уксус», и не понять им русской души, если они не понимают вкуса русского хлеба.