Методы чистки зубов

Методы чистки зубов

Стандартный метод чистки зубов.

Зубной ряд условно делят на несколько сегментов : моляры, премоляры ( если таковые имеются ) и передние зубы с каждой стороны. ( получается 4-6 сегментов ).

Чистку зубов осуществляют при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к поверхности зуба.

Начинают чистить зубы с щечной поверхности верхней челюсти слева ( сегмент 1 ), где выполняют щеткой 10 подметающих движений, после чего проходят постепенно по всем остальным сегментам ( по 10 движений на каждый сегмент ).

После этого чистят небную поверхность верних зубов, проходя по сегментам слева на право, делая на каждом сегменте по 10 подметающих движений.

Следующим этапом чистки зубов является чистка жевательной поверхности моляров и премоляров. Чистка осуществляется сребущими движениями по их жевательной поверхности по направлению изо рта. Необходимо произвести 10-15 движений с каждой стороны.

На нижней челюсти осуществляют чистку зубов в той же последовательности. Сначала на щечной, а затем на язычной и в конце на жевательной поверхности зубов ( слева на право ).

При чистке небной поверхности верхних резцов и язычной поверхности нижних щетка располагается перпендикулярно зубному ряду. Процедура чистки должна заканчиваться массажем десен, который осуществляют при сомкнутых зубных рядах круговыми движениями зубной щетки с захватом зубов и десен, перемещаясь в направлении слева направо.

Хочу сразу же обратить ваше внимание на основные ошибки при чистке зубов.

1. Преобладание горизонтальных движений при чистки всех поверхностей зубов.

2. Возвратно-поступательный характер движений.

3. Чистка только вестибулярной поверхности зубов.

4. Недостаточное количество движений, совершаемых на каждом этапе чистки.

Метод Леонарда.

Зубную щетку располагают перпендикулярно поверхности зубов, производя вертикальные движения в направлении от десны к коронке зуба. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых зубных рядах, небные — при несомкнутых, жевательные очищают движениями щетки вперед-назад. Этот метод позволяет избежать повреждения десен.

Метод Басс.

Щетинки щетки, расположенные под углом 45 градусов к оси зуба, частично проникают в десневую бороздку и межзубные пространства.

Чистку вестидулярной и орольной поверхностей зубов производят вибрирующими движениями без прередвижения концов щетины. Жевательные поверхности чистят движениями вперед-назад.

Данный метод позволяет хорошо очистить пришеечную область моляров.

Метод Фонеса.

При сомкнутых зубных рядах щетинками щетки, расположенными перпендикулярно к вестибулярной поверхности зубов, выполняют круговые движения. Язычные и жевательные поверхности зубов очищают теми же движениями при несомкнутых зубных рядах поочередно на верхней и нижней челюсти.

Данный метод применяется у лиц, не имеющих заболеваний пародонта.

А теперь, я хочу рассказать вам о других средствах гигиены полости рта. К ним можно отнести флоссы. Флоссы это специальные нити, которые предназначены для очищения пространства между зубами. В данный момент они уже не выглядят как нити. Они скорее похожи на полоски. Примерно такие используются в стоматологи для полировки пломб. Но они менее образивны. Бывают в различных вариантах. Они могут быть пропитаны фторидами. По некоторым исследованиям, это способствует снижению вероятности возникновения кариеса, но в незначительной степени. Я хочу этим сказать, что если вы не найдете флоссы пропитанные фторидами, не надо из-за этого пытаться остановить поезд.

Также флоссы могут быть с воском и без него. Флоссы пропитанные воском ,мне кажется, будут лучше полировать межзубные поверхности, тем самым препятствуя прилипанию бактерий.

Итак, попытаемся подвести итог. Лучше использовать флоссы пропитанные воском и фторидами с приятной ароматической отдушкой.

Использовать флоссы необходимо мосле каждого приема пищи. Подробнее о способах применения флоссов будет сказано позднее.

Хочу сказать пару слов о зубочистках. Некоторые пользуются ими для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и из кариозных полостей. Но при этом можно повредить десну. При умелом обращении с флоссами десны повреждаются меньше. Также зубочистку можно сломать в кариозной полости. В моей практики такие случаи не единичны, при этом пациенты сами не замечали, как ломали зубочистки.

А ТАК ЧИСТИЛИ ЗУБЫ ЕЩЕ НАШИ БАБУШКИ И ОТЦЫ:

Метод Рейте. (1970 г.)

Щетка ставится параллельно оси зуба в начале и под углом 90 градусов к оси зуба в конце движения. Производятся скатывающие движения от десны к коронке. Жевательные поверхности зубов очищают движениями щетки вперед-назад.

Метод Смита-Белла. (1948 г.)

Зубную щетку устанавливают перпендикулярно жевательной поверхности. Движения зубной щетки повторяют движения пищи при жевании: надавливая и вращая, головка щетки продвигается к десне, скользит по ней и перемещается к следующему зубу.

Метод Стилмана. (1933 г.)

Зубная щетка устанавливается под углом 45 градусов к оси зуба и максимально надавливается на десневой край до видимой анемичности десны. Далее проводится слабое вращательное движение до восстановления кровотока в десне данного участка. Язычные поверхности зубов очищают, ставя щетку параллельно оси зуба. Жевательные поверхности очищают движениями, направленными перпендикулярно к оклюзионной плоскости.

Метод Чартера. (1922 г.)

Зубную щетку устанавливают под углом 45 градусов к десневому краю. Осуществляют круговые, встряхивающие и вибрирующие движения, чтобы щетинки проникали в межзубные пространства. Этот метод рекомендуется для массажа десен. Применяется данный метод для профилактики рецидивов после проведения курса лечения воспалительных заболеваний пародонта: гингивита, пародонтита

Стандартный метод чистки зубов

Этот метод подходит для большинства взрослого населения. Суть заключается в последовательной очистке всех поверхностей зубов. Минимальный набор предметов гигиены для чистки — щетка, паста и зубная нить.

Начинать чистку зубов рекомендуют с зубов верхней челюсти справа. Щечные и небные поверхности очищают выметающими (под углом 45 градусов) движениями, движения повторяют около 10 раз и перемещают щетку на следующие зубы. Жевательные поверхности чистят возвратно-поступательными или вращательными движениями, в среднем по 10 повторений на каждый сегмент. Таким же образом очищают зубы нижней челюсти.

После очистки зубов щеткой рекомендуют пользоваться зубной нитью (флоссом). Зубная нить наматывается на палец одной руки – это чистая нить. По мере прохождения каждого зубного промежутка разматывается чистая нить с одной руки и наматывается уже использованная часть флосса на пальцы другой руки. После очистки можно воспользоваться ополаскивателем для полости рта.

Помните:

  1. Зубную щетку необходимо менять раз в 2-3 месяца, а зубную пасту стоит подобрать с Вашим стоматологом.
  2. Ополаскиватель для полости рта не способен заменить полноценную чистку зубов, так как он не разрушает микробную пленку, однако его можно использовать как дополнительное средство гигиены. Подобрать ополаскиватель Вам также поможет Ваш стоматолог.
  3. При чистке зубов щеткой обращайте внимание на то, чтобы вычищаеть все поверхности каждого зуба – особое внимание на коренные зубы, находящиеся далеко, до которых полноценная чистка может не добраться.
  4. При пользовании нитью важно очищать зубные промежутки аккуратно и не травмировать десну.
  5. Вместо или вместе с зубной нитью можно использовать ирригатор – об этом устройстве мы писали ранее, информацию можно найти в разделе «Статьи».
  6. Раз в полгода проходите профессиональную гигиену полости рта у вашего стоматолога.

«Чистим зубки» план-конспект на тему

Познавательное занятие «Чистим зубки»

(конспект)

Задачи:

  1. познакомить детей о необходимости ухода за зубами, с правилами чистки зубов, с техникой чистки зубов;
  2. закрепить знание детей о том, для чего нужна зубная щётка, довести до сознания детей о необходимости чистки зубов;
  3. развивать речь у детей;
  4. закрепить полученные знания о правилах здорового питания;
  5. воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, привычку к здоровому образу жизни.

Материал: зубные щётки разной величины, обувная щётка, паста или порошок, мыло, полотенце, салфетка, стакан, мел, иллюстрация о последовательности чистки зубов, рисунок с изображением последних зубов и передних зубов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее.

Разгрызешь стальные трубы,
Если часто чистишь…………(зубы)

Если дети затрудняются отгадать, воспитатель сама называет отгадку, и вместе с детьми рассуждают, почему так говорят.

Воспитатель: Это зубы. Сегодня мы поговорим о зубах и как правильно за ними ухаживать. Скажите, где расположены зубы?
Дети: Во рту.
Воспитатель: Зачем они нам нужны?
Дети: Чтобы кушать, пережевывать пищу, четко и красиво разговаривать.

Воспитатель: Это только на первый взгляд кажется, что наши зубы очень крепкие и прочные. Но если не соблюдать некоторые правила, то можно остаться без зуба. Хотите узнать эти правила?
Дети: Да.
Воспитатель: А чтобы вам легче было запомнить эти правила, я буду говорить, и показывать картинку.

  1. Не ешь и не пей горячего.
  2. А так же и холодного.
  3. Не ешь много сладкого.
  4. Не грызи зубами орехи и другие твердые предметы.

Воспитатель: Запомнили эти правила? Давайте еще раз вместе с вами проговорим.

Дети повторяют правила

Воспитатель: И еще, чтобы сберечь зубы надо:

  1. Чистить зубы два раза в день: утром и вечером.
  2. Больше кушать молочных продуктов. Назовите, какие вы знаете молочные продукты?
  3. Кушать овощи, фрукты, ягоды.
  4. Пить соки.

Воспитатель: Запомните эти правила! Если их соблюдать, то зубы у вас будут здоровые.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я расскажу вам, как правильно чистить зубы.

Зубная щётка появилась давно. Все люди хотят быть здоровыми, а здоровье наше зависит от здоровья наших зубов. Поэтому всем детям необходимо чистить зубы, и после приёма пищи полоскать рот. Зубные щётки бывают разные по величине, цвету, у всех зубных щёток есть ручка, щетина.

(показ зубной щётки). Кроме зубной щётки, есть другие виды щёток. Кто знает?

(ответы детей, воспитатель показывает разные щётки).

Воспитатель:

— Прежде чем начать чистить зубы, нужно приготовить стакан с кипяченой водой, пасту и щётку. Сначала полоскать рот водой, очистить рот от остатков пищи, потом набираем на щётку пасту и начинаем чистить зубы. Передние зубы чистят, направляя щётку сверху вниз и снизу вверх, справа налево слева направо. Заднюю, жевательную часть, чистят круговыми движениями. Щётку держим в правой руке и когда чистим зубы с правой стороны, ручка щётки направлена в левую сторону, а когда чистим с левой стороны, ручка щётки направлена в правую сторону. Далее полощем рот водой, споласкиваем щётку ставим всё на своё место.

(показ на рисунке с изображением передних и задних зубов).

Физкультминутка.

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся, посуши.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

(Слова текста сопровождаем действиями)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами в игру: «Найди ошибку».

На мольберте рисунки на тему: «Мишка чистит зубы» расставлены беспорядочно.

Дети должны поставить их по порядку.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру “Хлопни правильно”.
Воспитатель зачитывает детям предложения, а дети должны хлопнуть в ладоши, если данное утверждение соответствует правилам, чтобы зубы были здоровыми.

  1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером.
  2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой.
  3. Есть овощи и фрукты.
  4. Чистить зубы надо детским кремом.
  5. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом.
  6. Можно открывать зубами крышки бутылок.
  7. Есть много сладкого.
  8. Есть молочные продукты.
  9. Раскалывать зубами орехи.

Воспитатель:- Молодцы, дети, хорошо все запомнили.

— Дети для чего нужно чистить зубы? (ответ детей)

— Чем отличается зубная щётка от обувной? (ответ детей)

— Как последовательно чистим передние-задние зубы? (показ и ответ детей).

— Чем мы сегодня занимались на занятиях, что нового Вы узнали? (ответы детей).

Поощрения и анализ занятия.

Контролируемая чистка зубов

Эта процедура подразумевает чистку зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (гигиениста стоматологического или врача-стоматолога).

Цели контролируемой чистки зубов:

– оценка эффективности удаления зубного налета;

– коррекция навыков ухода за полостью рта.

Процедуру осуществляют в стоматологическом кабинете или комнате гигиены полости рта. Для ее проведения необходимы:

— зубная щетка и паста;

— краситель для выявления зубного налета (раствор или таблетки);

— модели челюстей;

— раковина;

— зеркало;

— песочные часы.

Последовательность процедуры:

· обработка зубов пациента окрашивающим средством, определение гигиенического индекса, демонстрация пациенту с помощью зеркала мест наибольшего скопления зубного налета;

· чистка зубов пациентом в обычной манере; для контроля ее продолжительности можно использовать песочные часы;

· повторное определение гигиенического индекса, оценка эффективности удаления зубного налета (сравнение показателей индекса гигиены до и после чистки зубов), демонстрация пациенту с помощью зеркала окрашенных участков, где зубной налет не был удален при чистке;

· демонстрация правильной техники чистки зубов на моделях, рекомендации пациенту по коррекции недостатков гигиенического ухода за полостью рта, обучение использованию зубных нитей и дополнительных средств гигиены (специальных зубных щеток, зубных ершиков, монопучковых щеток, ирригаторов – по показаниям).

В последующие посещения снова определяют индекс гигиены, и при его неудовлетворительном значении процедуру повторяют.