Лечение детей лошадьми

Иппотерапия для взрослых и детей: показания и противопоказания

Контакт с лошадьми, как метод реабилитационных мероприятий. используется для помощи ребенку с ограниченными возможностями побороть свои страхи, изучить окружающий мир и улучшить свое состояние здоровья.

Основная суть занятий для детей инвалидов заключается в получении навыков верховой езды с совместными упражнениями, выполняемыми на лошадях, специально подготовленных для этого лечения.

Иппотерапия помогает установить контакт с окружающим миром, способна частично или полностью восстановить утраченные из-за болезни физические навыки. Иппотерапия для инвалидов проводится в специально отведенном загоне, в котором инструктор дает указания по выполнению лошади и ребенка каких-либо заданий, позволяющих оценить и улучшить состояние больного.

Лечение с лошадьми проводятся в нескольких направлениях:

  • Катание на лошадях;
  • Общение с лошадьми;
  • Изучение самообслуживания с помощью лошади.

Такие направления позволяют развивать физические, социально-психологические факторы, которые необходимы больному для воздействия с окружающим миром.

Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.

Иппотерапия является одной из форм терапии, при которой терапевтический эффект контакта с животным (в данном случае с лошадью) используется для улучшения состояния пациента.

Что такое иппотерапия? Чем могут помочь такие занятия особенному ребенку? В чем польза, в чем вред? Как выбрать хорошего специалиста и место для занятий? Сколько такие занятия должны стоить? Ответы на все эти вопросы в нашей статье.

Иппотерапия – понятие не новое. Миру оно известно еще со времен Гиппократа! Однако стремительное развитие и популярность этот метод обрел лишь за последние 40 лет. В сегодняшней статье мы более подробно разберемся в вопросах, связанных с этим необычным методом, определим, в чем польза иппотерапии для детей.

Противопоказания

Перед тем, как пойти на рейттерапию следует ознакомиться с рядом ограничений. Нельзя заниматься, если присутствует заболевание в острой форме.

Абсолютными противопоказаниями, когда занятия запрещены, являются:

  • гемофилия;
  • болезнь Лобштайна – Фролика;
  • обострение диабета;
  • воспалительный процесс в почках;
  • травматические повреждения и врождённые аномалии шейного и нижней трети поясничного отдела позвоночника;
  • некоторые травматические и воспалительные заболевания тазобедренных суставов;
  • онкология;
  • аллергия на шерсть;
  • кровотечения;
  • остеопороз.

Существует ряд недугов, при которых можно заниматься, соблюдая определенные условия:

  • эписиндром органического или психотического типа (нужно принимать противосудорожные препараты);
  • болезни почек в хронической форме;
  • диабет в стадии ремиссии;
  • остаточные явления после травматических повреждений шейного и поясничного отделов позвоночника;
  • синдром Дауна (должен быть сделан рентген шейного отдела);
  • боязнь лошадей;
  • беспричинная боль во время занятия;
  • воспалительный процесс на коже в зоне соприкосновения с животным.

Инструктор должен учитывать индивидуальные особенности пациентов и соблюдать предписания врачей. Рекомендации касаются физиологических моментов (сходить в туалет до начала занятий, следить за положением головы во время езды, стелить мягкое покрывало).

Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:

  • тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
  • острые психические состояния;
  • ожирение 3 степени;
  • гемофилия;
  • мышечная дистрофия;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли различного генеза;
  • синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
  • миопия (высокая степень);
  • глаукома;
  • любые воспалительные заболевания в остром периоде;
  • желчнокаменная болезнь;
  • множественные камни в почках;
  • послеоперационный период.

При лечении иппотерапией используются щадящие режимы тренировок, позволяющие маленьким пациентам постепенно усваивать навыки верховой езды и изучать окружающий мир. Навыки необходимы для детей с такими болезнями, как ДЦП, патологии опорно-двигательного аппарата.

Распространенными показаниями для проведения занятий лечебной верховой ездой являются:

  • нарушения осанки и позвоночника различной степени тяжести;
  • патологии суставов;
  • синдромы неврологического характера – параличи, инсульты, заболевания ЦНС врожденного характера;
  • патологические заболевания нервной системы;
  • заболевания слухового, глазного и речевого аппаратов;
  • избыточная масса тела на фоне развития эндокринных патологий – сахарного диабета, нарушений щитовидной железы;
  • патологии умственного и психического состояния;
  • патологии дыхательной системы.

Занятия с лошадью широко используют и в качестве психотерапии при синдроме Дауна. Широко применяются занятия и у больных с тяжелыми психическими отклонениями, как шизофрения и аутизм.

Как и любая терапия, верховая езда в конном клубе с детьми инвалидами в Москве и других городах имеет множество противопоказаний, которые являются ограничением и запретом для иппотерапии. Дети инвалиды не могут участвовать в занятиях при наличии таких патологических отклонений:

  • возникшие аллергические реакции при первом занятии в конном клубе;
  • различные инфекционные патологии;
  • свежие раны и порезы;
  • тяжелые неврологические отклонения;
  • высокое внутричерепное и внутриглазное давление;
  • сильная ломкость костей и гемофилия.

Многие родители считают, что если ребенок боится лошади, то это также является противопоказанием для иппотерапии. Важно понимать, что при правильно подобранном инструкторе и индивидуальном подходе, страх маленького пациента будет подавлен и больной будет с удовольствием посещать занятия, что увеличит шанс реабилитации.

  • Сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
  • Различные нарушения суставов;
  • Синдром Дауна;
  • Полиомиелит;
  • Неврозы и иные заболевания нервной системы;
  • Нарушения слуха;
  • Нарушения зрения;
  • Нарушения речи;
  • Сбои работы органов чувств;
  • Инсульты;
  • Склероз;
  • Избыточный вес;
  • Задержка умственного и физического развития.

Иногда взрослым людям с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы назначают иппотерапию в комплексе с другими видами лечения.

Занятия на лошади создают эффект интенсивной тренировки, но в то же время, являются очень щадящими, что исключает побочные реакции и опасность перенапряжения при данных заболеваниях.

Также иногда иппотерапию используют при лечении алкоголизма и наркотической зависимости.

Известно, что во время войн лечили лошадьми. Получив травму в бою, ускоряли реабилитацию с помощью езды на лошади и, надо сказать, добивались успехов.

А случай с девушкой, больной полиомиелитом, и излечившейся с помощью иппотерапии, произвел настоящий фурор. Она не просто выздоровела после 9 лет занятий, но и получила серебряную медаль на параолимпийских играх.

Но как у каждого вида лечения, у иппотерапии имеются некоторые противопоказания. К ним относят:

  • Эпилепсию;
  • Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
  • Аллергию на шерсть лошади;
  • Остеопороз (повышенная ломкость костей);
  • Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
  • Гемофилию;
  • Сколиоз 3,4 степени.

Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.

А зачастую случается так, что к концу занятия пациент, боявшийся лошадь, не хочет с ней расставаться.

Иппотерапия — уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:

  • Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
  • Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).

Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека.

  • Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения.
  • Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.
  • Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.
  • Что касается положительного эмоционального эффекта, его значимость сложно переоценить. Ребенок чувствует себя намного увереннее, находясь рядом с лошадью. Дети с заболеванием ДЦП могут прекрасно обходиться без колясок и костылей верхом на лошади, а это очень мощное самоутверждение для них.

Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.

Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.

Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.

Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль — появляется уверенность в своих силах.

Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.

  • Таким образом, маленький пациент становится более открытым к общению, его покидают страхи и чувства тревожности, возбудимости, замкнутости, он становится внимательнее, общительнее и доверчевее, реакции становятся быстрее. В результате лечения достигается психологическая гармония.
  • Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.
  • За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.

Лошадь — животное очень умное, обладающее феноменальной памятью.

Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию.

Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.

Иппотерапия является самостоятельной методикой. Но все же, лечение лучше проводить в комплексе с другими процедурами. Например, помимо лечебной верховой езды иногда назначают ЛФК, применение лечебных грязей, массажей, физиопроцедур и т.д.

Но есть и те, кому такое лечение совсем не подойдет. Езда верхом противопоказана детям с болезнями костей, остеопорозом, эпилепсией, гемофилией, а также с абсолютно любыми заболеваниями и травмами в остром периоде. Поэтому не пренебрегайте консультацией со специалистом и сделайте общение с лошадьми не только приятным, но и максимально полезным.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Принципы лечебного действия

Иппотерапия направлена на воздействие двух факторов – эмоционального и физического (биомеханического). При правильном подходе занятия по иппотерапии помогают одновременно влиять на эти факторы с положительной стороны, помогая больному

Биомеханический фактор подразумевает влияние на органы больного движений и ритмики лошади при выполнении различного рода упражнений. Колебания всадника заставляют его попеременно напрягать и расслаблять мышцы практически всего тела, что благоприятно воздействует на развитие мышечной ткани и усилению кровотока во всем организме и головном мозге.

При верховой езде тазовые мышцы больного разогреваются и усиливают кровоснабжение близлежащих тканей, помогая расслабляться и сконцентрироваться на ритмичности и соблюдении усидчивости на лошади.

Немаловажное значение играет эмоциональный агент. В этом случае подопечный выплескивает свои чувства, передавая их при общении с животным. Этот принцип направлен на способность больного проявить свою силу воли, почувствовать свою уверенность и силу, способность преодолевать препятствия. Больной тесно контактирует с животным, что позволяет наладить психологический уровень инвалида и создать дружеские отношения с лошадью, а в последующем и с окружающими.

Иппотерапия дает большое количество положительных эффектов. Это обусловлено тесным контактом с окружающими и преодолением внутреннего и внешнего барьера, что способствует достижению новых навыков и результатов.

Доказанными эффектами для детей считаются:

  • нормализация психологического состояния;
  • улучшение или полное восстановление отдельных физических функций больного;
  • помощь в социализации пациента;
  • улучшение костной структуры;
  • усиление моторики;
  • достижение социальной адаптации;
  • частичное или полное восстановление костно-мышечного аппарата;
  • достижение психологического равновесия.

Стоимость занятий

Ранние упоминания встречаются у древних греков. Гиппократ описывал, что поездки верхом положительно отражаются на здоровье и самочувствии воинов. Идеи врача получили отклик у других специалистов.

Популярность иппотерапии, как вида лечебной физкультуры, пришла в середине прошлого века. На Олимпиаде в Хельсинки датчанка, больная полиомиелитом, завоевала серебро. Бывшая спортсменка давно и тяжело болела, не могла себя обслуживать, была ограничена в передвижении. Доктор девочки стала привозить ее на занятия.

В Санкт-Петербурге существует организация «Солнечный остров», которая еще в 1996 году начала проводить лечебные занятия для детей-инвалидов. Они регулярно проводят семинары для своих сотрудников.

В Москве организация «Живая нить» регулярно проводит лечебные занятия для малышей с аномалиями развития. Центральный Московский ипподром – наиболее известное и посещаемое место. Получасовое разовое занятие стоит в районе 1000 руб. Абонемент дешевле — 900 руб.

В чем же непосредственная польза такой терапии? А польза в том, что во время прогулки лошадь передает своему наезднику особые колебания, которые и служат своего рода массажем и прогревающей процедурой для глубоких мышц и точек. Такое воздействие дарит организму ребенка новые чувства и возможности. Юный наездник рефлекторно учится лучше держать равновесие, а его ранее проблемные мышцы начинают работать.

Ребенок не только ездит на лошади верхом. Для каждого юного наездника разрабатывается свой план, который включает езду верхом, а также выполнение различных упражнений, уход за лошадью, простое общение с животным. Все это рождает целый ритуал для ребенка и его родителей, и дни иппотерапии становятся любимыми как для одних, так и для других.

Стоимость занятий сильно разнится в зависимости от местонахождения лошадей, уровня специалистов и требований индивидуального лечения маленьких пациентов. Сегодня цена на такого рода занятия в России колеблется от 400 до 1500 рублей за один сеанс. Длительность такого сеанса составляет 45–60 минут.

Иппотерапия основана на общении человека с лошадью, которое осуществляется с помощью верховой езды. Целебный эффект данного вида терапии был изучен учеными достаточно давно. Специалисты установили, что верховая езда на лошади помогает человеку быстрее вылечится от некоторых заболеваний и состояний.

  • Человек может и не догадываться о том, что лечится, в результате чего снижается вероят­ность возникновения сопротивления и, следо­вательно, значительно ускоряется весь процесс психотерапии.
  • Важнейшим элементом иппотерапии, из-за кото­рого эффективность это­го метода в ряде случаев значительно выше других методов лечения, является сильная мотивация чело­века к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью.
  • Занятия иппотерапией включают в себя не толь­ко непосредственную езду на лошади, но и общение и уход за ней: это помога­ет человеку избавиться от излишней тревожности и напряжения, снять стресс и минимизировать его по­следствия.

Может ли навредить иппотерапия

Да, иппотерапия может и навредить. Но только в том случае, если занятия проводятся без назначения и специального наблюдения, а вернее сказать, контроля. Ни в коем случае нельзя пренебрегать консультацией, а затем и рекомендациями врача. Иппотерапия принесет пользу только в том случае, если она назначена врачом и проводится грамотным специалистом. Весь процесс лечения и его эффективность на постоянной основе должен контролировать врач.

Есть также и ряд противопоказаний, о которых уже упоминалось в этой статье. Иппотерапия не рекомендуются людям с гипертонией и тромбозом. И, конечно, любые воспалительные процессы, заболевания внутренних органов должны вас насторожить и отменить все занятия с лошадьми.

Чаще всего вред во время иппотерапии или простого занятия с лошадьми может возникнуть из-за плохого знакомства с правилами обращения с лошадьми, а также из-за несоблюдения этих правил. Очевидно, здесь многократно возрастает риск травмы, что безусловно несет вред.

Методы и этапы программы

Программа занятий разбита на модули: первое занятие, посадка на лошадь, пробное занятие, основные занятия.

Первый этап нацелен на создание благоприятной дружеской обстановки. Иппотерапевт знакомит человека с лошадкой, показывает, где будут проводиться занятия, разрешает ее погладить. Пациенты в этот момент расслабляются, их проще мотивировать на занятия.

Посадка на лошадь – сложный этап. У многих пациентов проблемы с двигательной сферой поэтому роль специалиста в начале очень активна. После того, как человек получает какие-то навыки, иппотерапевт выбирает пассивную стратегию: придерживает, помогает удержаться.

Первое занятие проводится с целью формирования интереса к занятиям. Инструктор смотрит, каковы физические возможности наездника, составляет план упражнений.

Основные сеансы подразумевают регулярное посещение занятий, выполнение плана реабилитации. Упражнения дополняются, корректируются по мере того, какие навыки обретает наездник. После занятий делается мониторинг самочувствия и психологического состояния.

В зависимости от того, с какой проблемой обратился пациент, составляется план занятий. Иппотерапия предполагает комплексный подход, поэтому над разработкой реабилитационной программы трудятся несколько специалистов. Пациенты с тяжелыми двигательными нарушениями занимаются в щадящих условиях; люди с психологическими проблемами выполняют активные упражнения.

1. Движения лошади.

Суть работы заключается в том, что человек лежит верхом на лошадке, в то время, как она медленно перемещается в манеже. По мере занятий поза человека меняется, усложнятся. Пациента перекладывают со спины на живот. На занятиях присутствует специалист, который страхует от падений. Метод эффективен при работе с людьми, имеющими серьезные двигательные нарушения: параличи, парезы.

2. Езда верхом

Пациент сидит верхом на лошади, иппотерапевт водит ее по кругу, затем подключается специалист по лечебным упражнениям. Несложные движения выполняются в процессе езды. Используется вспомогательный инвентарь: ленты, мячи. Упражнения со временем усложняются, наездник вынужден менять положение тела по ходу движения или в статике. Метод подходит для работы даже с детьми до года.

3. Терапевтическая вольтижировка.

Способ отлично работает с людьми, имеющими психологические проблемы, перенесшими эмоциональные потрясения, страдающими депрессией, фобиями. Суть метода заключается в постепенном установлении контакта с животным. Вначале человеку дается возможность наедине пообщаться с лошадкой, погладить, погулять. В это время нужно прислушиваться к сигналам своего тела.

4. Установка психологического контакта.

Методика применяется чаще с малышками, страдающими застенчивостью. Инструктор проводит целый день с ребенком, помогает ему наладить общение с лошадкой, учит ее понимать, разговаривает, водит на прогулку. Малыш абстрагируется от тревог и страхов.

Программа иппотерапии в Москве у инвалидов имеет индивидуализацию подходов к каждому отдельному пациенту. Однако существует отдельная структура, которой придерживаются все иппотерапевты при занятиях с больными детьми.

Занятия проводятся бесплатно регулярно с интервалом в 3-7 дней, иногда проводятся ежедневные тренировки в конном клубе. Иппотерапия проводится при наличии коновода и иппотерапевта, которые обязательно должны присутствовать на каждой тренировке.

Программа реабилитации инвалидов включает 4 этапа занятий с лошадьми:

  1. этап адаптации. Иппотерапевт и лечащий врач должны подобрать индивидуальную программу занятий с лошадью, познакомить пациента с окружающими и животным, дать ребенку адаптироваться и привыкнуть к окружению. Помочь инвалиду перебороть страх. После чего можно садить его на лошадь.
  2. Этап подготовки к выполнению упражнений. На этом этапе пациента сажают в седло и начинают постепенные выполнения хода с лошадью. Ребенка учат сидеть верхом, часто вместе с инструктором.
  3. Этап основных занятий. На этот период возлагается наибольшая надежда и нагрузка. Выполняется основная часть работы с ребенком и лошадью.
  4. Заключение и подведение итогов реабилитации.

Этапность проведения иппотерапии очень важна при реабилитации инвалидов, чтобы полноценно подготовить и обучить ребенка, не травмируя психику и не пугая больного. Средняя продолжительность лечения лошадьми составляет от нескольких месяцев до нескольких лет.

Как выбрать куда пойти

Сегодня иипотерапия представлена, пожалуй, во всех крупных городах, и найти подходящую секцию не составляет труда. В любом случае, консультирующий врач, который назначает данную терапию, обычно обладает необходимыми контактами со специалистами, которым он доверяет. К тому же в таком варианте у него будет возможность совместно с тренером наблюдать за эффективностью назначенной терапии без всякого рода затруднений.

Если врач не посоветовал конкретную секцию и родителям приходится выбирать самостоятельно, то следует прибегнуть к отзывам и знакомствам. Но необходимо помнить, что иппотерапия не является простой прогулкой на лошади. Такое занятие должен проводить квалифицированный специалист. Подходящим специалистом будет тот, кто имеет педагогическое или медицинское образование, а также обязательно прошел обучение по курсу «Иппотерапия в реабилитации больных». И, конечно, он должен легко идти на контакт с вашим лечащим врачом.

Центры в России

На сегодняшний день в России существует достаточно большое количество центров по занятиям иппотерапией с инвалидами.

Наиболее крупные расположены в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Уфе и Казани. Иппотерапия больным производится бесплатно.

Помимо крупных центров, сегодня существует большое количество небольших и маленьких конных клубов, где проходят конные занятия с особенными детьми, что позволяет людям из маленьких городов также участвовать в данной программе и оздоравливать своих детей бесплатно.

Итак, иппотерапия — это замечательная терапевтическая методика лечения, пользу которой для детей с ограниченными возможностями трудно переоценить. Общение с большим, статным, красивым животным может принести не только развлечение и некое разнообразие в жизнь ребенка, но и поможет ему справится с его недугами.

Проверено годами и опытом многих специалистов, работающих в данной сфере, что занятия иппотерапией приносят пользу не только маленькому пациенту, но и всем членам его семьи. Эмоции ребенка во время занятия, его поведение и достижения после терапии — все это дарит его родителям веру в лучшее и сглаживает эмоциональное напряжение из-за проблем со здоровьем у их ребенка.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Лошади очень необходимы в иппотерапии, форме нервно-мышечной терапии, которая может улучшить осанку и координацию ребенка с ограниченными возможностями.

Посредством иппотерапии больной может испытывать множество различных видов полезной сенсорной стимуляции — мышцы и суставы получают глубокую стимуляцию давления от подпрыгивания и удержания позиций (например, стоя на коленях или стоя на лошади). Мозг получает вестибулярную стимуляцию (ощущения движения и баланса) когда лошадь движется по кругу, вверх и вниз по холмам и меняет скорость.

Можно сказать просто — лошади лечат.

Статью прочитали: 2 298

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что иппотерапия – достаточно молодой, но очень эффективный метод реабилитации, принесший большое количество результатов. Занятия данным видом конного спорта позволяет помочь маленьким пациентам с ограниченными возможностями обрести психологический покой и улучшить физические навыки.

Иппотерапия для взрослых

Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход.

Иппотерапия – лечение

Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.

Во многих странах мира проводится комплексное лечение детского церебрального паралича, но только китайская медицина отличается индивидуальным подходом и использованием уникальных технологий и методик, которые способны быстро излечить даже самые запущенные заболевания. Как говорит статистика, порядка 97 % пациентов, обратившихся за помощью в клиники Китая, за пару лет становятся совершенно здоровыми и вполне жизнерадостными людьми.

Потрясающими результатами могут похвастаться такие лечебные учреждения как: реабилитационный центр для детей с дцп под названием «Датун», а также два лечебных учреждения университета на территории Хэйлунцзяна. Сюда же можно отнести и госпиталь Хуан Чан, расположенный в Циндао, госпиталь военного типа на территории Санья. Важно отыскать действительно хорошего практикующего специалиста, который проконсультирует, расскажет все нюансы и тонкости лечения дцп в китае.

В большинстве случаев используются стандартные варианты, к которым можно отнести иглорефлексотерапию, фитотерапию и парафинотерапию. Что же отличает эти клиники от подобных в других странах мира? В первую очередь — это интенсивность мероприятий, то есть наличие комплексных занятий, ежедневное их повторение, чтобы значительно быстрее увидеть результат.

Кроме этого, для улучшения не применяются вредные лекарственные средства, отличающиеся токсичностью и наличием в составе ядовитых составляющих. В противовес этому используются препараты, в составе которых присутствуют стволовые клетки или настои на травах и растениях, которые помогут укрепить иммунные силы больного ребенка и быстрее встать на ноги.

Иппотерапия – книги

Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:

  1. «Знакомьтесь — Иппотерапия» Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
  2. «Иппотерапия. Лечебная верховая езда» Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
  3. «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
  4. «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом» Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
  5. «Руководство по верховой езде» Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.

Иппотерапия — Лошади лечат людей.

Иппотерапия — это популярное в настоящее время лечение лошадьми. Данный вид лечения оказывает как психологическое воздействие на организм человека, так и физическое — во время езды верхом.

Верховая езда — настоящая панацея для тех, кто ведет сидячий образ жизни, испытывает повышенные умственные нагрузки, работает с компьютером.

В процессе общения с лошадью и во время езды верхом снимается стресс, и сводятся к минимуму его последствия. Кроме того, всадник получает нагрузку на все мышцы тела.

Психологическое влияние иппотерапии

Во время езды в седле человек подчиняется ритму, заданному скакуном. Это делает всадника в некоторой степени зависимым от животного, что непроизвольно откладывается в подсознании и учит нас считаться с окружающими. Во время прогулки человек и лошадь — равноценные партнеры, а иногда даже друзья. Верховая езда развивает чувство ответственности за партнера.

Иппотерапия чрезвычайно полезна грубым, вспыльчивым и агрессивным, а также суетливым и через чур подвижным людям. Регулярные сеансы иппотерапии делают их более спокойными. Кроме того, лечебная езда верхом на лошади рекомендуется при болезнях неврологической этиологии, в частности, синдроме Дауна, аутизме, миопатии Дюшена, полиомелите, сенсорным расстройствах, астеническом неврозе и др.

В частности, чрезмерно углубленные в себя и замкнутые люди, страдающие аутизмом, общаясь с добрыми и доверчивыми лошадьми, раскрепощаются на эмоциональном уровне и начинают испытывать желание общаться с окружающими. Это уменьшает заторможенность, чувство тревоги, избавляет от фобий, помогает адаптироваться к действительности.

Угрюмые и замкнутые, оседлав лошадь и глядя на окружающих сверху вниз, обретают уверенность в себе и чувство собственного достоинства, преодолевают боязнь общения. Лошади являются своеобразным связующим звеном между внутренним и внешним миром пациента, помогая ему общаться с другими людьми на равных.

Поглаживание кожи скакуна дает потрясающий лечебный эффект. Между животным и человеком возникает ни с чем не сравнимое чувство единения, лошадь передает свою энергию человеку, очищает его энергетическое поле. Мы испытываем приятные ощущения, перебирая роскошную гриву коня, при этом повышается душевное состояние и настроение.

Физическое влияние иппотерапии

Во время верховой езды лошадь передает всаднику от 90 до 110 двигательных импульсов каждые 60 секунд. Сидя верхом в седле, человек пребывает в неустойчивом положении и постоянно воспринимает толчки от скакуна — это обеспечивает массаж всех внутренних органов.

Во время езды верхом все группы мышц всадника попеременно расслабляются и сокращаются. При неспешной езде нагрузка на мышечный аппарат человека сравнима с нагрузкой при ходьбе в обычном темпе. Кроме того, при езде верхом наездник должен постоянно контролировать центр тяжести, при этом усиленно работает его вестибулярный аппарат. Все это обязывать держать идеальную осанку.

Множество интенсивных толчков от корпуса движущегося коня заставляют активно работать мышцы живота и спины всадника. В результате, образовывается «корсет» из мышц, который оказывает положительное влияние на сохранение нужного изгиба позвоночника.

Еще один важный лечебный фактор иппотерапии достигается за счет разноплановых движений, которые совершает ездок. Так, выполняющий физические упражнения человек совершает движения только в 2 направлениях: вправо-влево и вперед-назад, а при верховой езде прибавляется также направление вверх-вниз, что весьма полезно для организма.

Такая встряска приводит мышцы в тонус, нормализует работу желез внутренней секреции и внутренних органов. Кроме того, иппотерапия — эффективный метод профилактики гинекологических заболеваний и женщин и простатита у мужчин.

В обычной жизни, в особенности — в крупных мегаполисах — у нас практически нет возможности смотреть вдаль, из-за чего у тысяч людей развивается близорукость. А конные прогулки позволят уменьшить риск возникновения данного заболевания.

При глухоте и слепоте методы иппотерапии также незаменимы. Сам процесс верховой езды, психологический контакт лошади и человека, необходимость держать равновесие обостряют работу действующих органов чувств и в некоторой степени восполняют нехватку внешней информации.

При заболеваниях кожи, мышц и подлежащих тканей важен тот факт, что температура тела у здоровой лошади — от 37,5 до 38,5°С. Человек чувствует приятное, живое тепло лошади.

После операций на суставах (в особенности — на тазобедренном) также чрезвычайно полезны верховые прогулки. Иппотерапию назначают и при артритах, мышечной атрофии, параличах.

И еще один любопытный факт напоследок: во время верховой езды у больных сахарным диабетом показатель сахара в крови приближается к нормальному значению.

Растем в Ярославле. www.deti-yar.ru

Интерес к лошади, восхищение ее красотой и силой свойственны практически каждому из нас. Радость же детей, обремененных тяжелыми недугами, при встрече и общении с этим прекрасным животным трудно переоценить. Об основах иппотерапии нам рассказала инструктор по лечебной верховой езде Надежда Кутузова.

Надежда, что означает понятие «иппотерапия»?

Иппотерапия – понятие, не имеющее до сих пор конкретного определения. Существует масса вариантов, точек зрения. По большому счету у каждого человека, так или иначе, с ней связанного, есть свое мнение на этот счет. Если коротко, иппотерапия – использование лошади для лечения, реабилитации, восстановления человека. Применяется в основном при сложных заболеваниях: ДЦП, аутизм, сколиотическая осанка, дисплазия тазобедренных суставов, нарушение кровообращения и т.д.

В основном используется рекреационная иппотерапия – конные прогулки. Человек даже когда он просто сел на лошадь, уже ощущает спектр воздействий на себя.

Как лошадь воздействует на человека?

Во-первых, это эмоциональное воздействие. Лошадь для людей имеет большое психологическое значение. Все, что связано с конем, связано с уверенностью, защитой. Человек, оказываясь рядом с лошадью, все это воспринимает на подсознательном уровне, на уровне родовой памяти. Уже находясь под воздействием лошади, он испытывает положительные эмоции в связи с этим. Эффект воздействия ярко проявляется при неврозах, переутомлении, неуверенности в себе.

Когда человек садится на лошадь, этот эффект усиливается: «Я на коне. Я выше других. В моей власти животное, которое в 10 раз меня больше и сильнее».

Человек, когда сидит на лошади, одновременно испытывает некоторое чувство страха и защищенности. С одной стороны, это страх высоты, движения лошади, невозможности управлять животным. С другой стороны – лошадь большая, теплая, добрая, она понимает. И вот этот контраст ощущений очень заряжает человека эмоциями. Люди безэмоциональные, испытывающие нервное напряжение, они получают массу стрессов в хорошем смысле этого слова.

Лошадь влияет на людей, которые имеют какие-то ограничения в жизни. Например, Нина Ануфриева — одна из спортсменок паралимпийских игр по верховой езде, очень тяжело ходит, только на костылях. На лошади она может скакать галопом. «Лошадь – это мои ноги. Когда я села на лошадь, я получила свободу передвижения», — вот ее слова. И в жизни она — состоявшийся человек.

Лошадь по своим физиологическим характеристикам также оказывает на человека влияние: через температуру своего тела (у лошади она 37-38 градусов). Разница температур с человеком небольшая, но она ощутима. Когда человек садится на лошадь или просто находится рядом с ней, он находится в ее «тепловой подушке». Сейчас очень распространен диагноз у детей «дисплазия». Когда ребенок садится на лошадь, он оказывается под воздействием этого теплового эффекта.

Тепловое воздействие и колебание тела вызывают улучшение крово – и лимфоотока в органах малого таза.

Кроме того, мышцы спины лошади постоянно двигаются. Если человек сидит без седла, он ощущает движение каждой мышцы. Идет очень мягкий массаж внутренней стороны бедра и всей промежности. Даже если человек сидит в седле, все равно ощущаются движения лошади, только более мощные.

Движение человека в седле очень схоже с движением его ног при ходьбе. При движении на лошади вперед выносится правая нога и левое плечо. И наоборот. Возникает диагональность движения. Когда лошадь шагает, тело человека передвигается во всех трех плоскостях. Лошадь ступает, ее тело наклоняется то влево, то вправо. Соответственно и всадник также наклоняется. Кроме того идут колебания человека вверх и вниз. И продвижение вперед. Оно не просто поступательное, а вперед — назад.

Это все «включает» нервные импульсы, образуются нервные связи. Это то, чего нет у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мозгу свойственно воспринимать сигналы и запоминать их. Если у человека нарушены нервные связи, то при проведении иппотерапии они восстанавливаются, мозг осваивает новые или вспоминает забытые действия. Это не значит, что человек пойдет нормально, но это значит, что у него есть шанс хоть как-то научиться передвигаться.

Человек, находясь на лошади, вынужден искать равновесие. Люди, которые не могут поддерживать свое тело в прямом состоянии по тем или иным физическим причинам, они стремятся выпрямиться. Потому что так удобнее и безопаснее. Например, ребенок с ДЦП: его никто не заставляет на лошади выпрямиться. Это внутренняя потребность.

Лошадь требует от нас симметрии. На лошади мы не можем сесть, наклоняясь набок или как-то «криво». Мы начнем падать. Поэтому мы стремимся сесть ровно. Хотя поначалу люди пытаются наклоняться вперед. Но это проходит со временем, и они выпрямляются.

Практически при любом заболевании, кроме случаев, когда иппотерапия противопоказана, она может применяться.

А какие противопоказания?

Метастазы, интоксикации, беременность, гемофилия, повышенная ломкость костей, заболевания в стадии обострения, любое воспалительное заболевание, аллергия на лошадей. Это абсолютные противопоказания.

Существуют также и относительные противопоказания, которые требуют разрешения от лечащего врача и накладывают ряд ограничений: сахарный диабет, эпилепсия, хронические заболевания почек, повреждения позвоночника, повреждение кожи в областях соприкасающихся с лошадью и амуницией.

При синдроме Дауна допуск к занятиям возможен только при наличии рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующего об отсутствии специфической патологии шейных позвонков. Это очень важно, поскольку при любом резко движении может наступить смещение позвонков.

Когда появляются результаты от проведения иппотерапии?

Иппотерапия, как любое физиологическое лечение, дает результаты только при постоянной работе. И появляются они довольно медленно, сохраняются только при постоянной работе. Иначе результат будет очень не существенным.

Другой вариант: курс иппотерапии по 10-15 занятий каждый день, день через день. Такие занятия дают значительный эффект и сохраняются до полугода.

С какого возраста можно начинать занятия иппотерапией?

На лошадь можно брать детей с 3-х месяцев. Ребенок в этом возрасте только кладется на лошадь. На него идет воздействие тепловое, массаж при движении лошади, процесс общения с животным.

Дети, которые способны сидеть, они садятся. С года уже можно самостоятельно выполнять какие-то упражнения. В основном это игры и гимнастика.

С 2-3- лет дети активно сами выполняют упражнения.

Какие требования предъявляются к лошади, с которой проходят занятия? Наверное, не каждое животное может участвовать в процессе реабилитации детей?

Да, действительно, к лошади, работающей в сфере иппотерапии, очень много требований.

Главное из них – спокойствие, уравновешенность, любовь к детям. Есть лошади, которые детей не любят. Дети – это крик, резкие движения, неожиданные действия, хватание за уши, за нос.

Кроме того, у лошади должны быть активные движения: широкий мощный шаг. Это важно для получения всадником от лошади импульса, который и воздействует на человека.

Очень важно, чтобы лошадь была здорова. Она не должна хромать, поскольку весь баланс, о котором мы говорили, тут же нарушается. Она должна быть в целом физически здорова. Больное животное не сможет воспринять больного человека.

Вообще большинство лошадей не любят иппотерапию. Хотя, казалось бы, что может быть проще катать человека шагом. Дело в том, что здоровый человек координирует свои действия на лошади, он понимает, что можно делать, что нельзя.

Люди, у которых нарушен баланс тела, не способны ровно сидеть на лошади, перегружают животному одну сторону. Люди с умственной отсталостью с трудом могут выполнить упражнения в определенной последовательности. Для них это очень сложно.

Лошади все это очень чутко воспринимают. И конечно, они это не любят.

В связи с этим в рамках иппотерапии лошадь может работать не более 2 часов.

Продолжительность занятий составляет не более 30 минут.

Ваш конь обладает всеми перечисленными качествами?

Олимп удивительный конь. Он чуток к детям, терпит их выходки.

Помню, когда я первый раз посадила свою дочку (на тот момент ей было 10 месяцев) одну, конь просто отказался идти, стоял на месте, пока я не сняла Лизу. Он просто боялся ее уронить.

Он очень внимателен к всаднику, если чувствует, что человек теряет равновесие — замедляет шаг в плоть до остановки, подставляет свой корпус под человека. Я на себе это однажды испытала.

Мы прыгали высотное препятствие, я не верно сработала корпусом и обязательно бы упала, но Олимп меня, в прямом смысле, поймал. У него очень активный, широкий шаг и движения чувствуются до самой макушки, при этом он может подстроиться и идти очень тихо, выверяя каждое движение.

Такое бережное отношение к всаднику — большая редкость среди лошадей.

Надежда, какими знаниями должен обладать инструктор по иппотерапии?

Вообще, иппотерапия включает в себя медицинский, психологический и педагогический разделы.

И инструктор должен иметь знания в этих областях. Все зависит от цели, с которой применяется иппотерапия.

Полноценного центра, где есть все специалисты — врачи (невролог, ортопед, хирург, психиатр, педиатр)и педагоги, у нас нет.

В моих планах — собрать людей с разными видами образования. Создать большой полноценный центр по иппотерапии.

В чем заключается подготовка к иппотерапии?

В первую очередь нужна справка от врача, о том, что ребенку не противопоказана иппотерапия. В идеале – нужно работать с врачами в тандеме, вести ребенка от и до, обсуждать результаты.

Надежда, какую роль Вы отводите родителям ребенка, который проходит курс иппотерапии?

В идеале ситуация должна выглядеть так: родители подготовили все медицинские справки, привели ребенка и ушли на время занятия. Некоторые мамы и папы очень сильно мешают проводить занятия: вмешиваются в работу, требую от ребенка то, что он не может сделать, тем самым перетягивают внимание от инструктора на себя. Как правило, родители либо слишком требовательны к своим детям, либо наоборот, слишком – мягкие. Настрой родителей очень передается детям. Бывает, что родители очень боятся, и ребенок начинает бояться. И не потому, что ему страшно, а потому что страшно маме.

Если мама хочет, чтобы ребенок этим занимался, у нее у самой должен быть в первую очередь настрой. Если мама внутренне не хочет, делает это через силу, ребенок все равно это почувствует.

Вообще, время занятия иппотерапией можно расценить как дополнительную возможность для родителей отдохнуть, а ребенку выйти из-под опеки. Это особенно актуально для семей, в которых особенный ребенок.

Бывает так, что родителей используют как страховщиков в связи с нехваткой людей.

Это, конечно, индивидуальная работа с каждой семьей.

Чтобы сесть на лошадь, нужно просто желание. И когда ты находишься в седле, проблемы всего мира просто отступают на второй план. И это состояние умиротворенности сохраняется достаточно долго.

От души желаю всем родителям безграничного терпения к собственным детям.

Мудрости, ведь так сложно соблюсти баланс между заботой и строгостью. Здоровья вам и вашим детям. И не забывайте, что счастливые дети бывают только у счастливых родителей!

Иппотерапия. Реабилитация при верховой езде. Для кого?

Для кого в первую очередь направлена иппотерапия?

  • для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • для людей с умственными отклонениями;

  • для тех, кто полностью здоров и хочет прекрасно провести свое время на природе в компании с большим, сильным, умным животным, то есть для ВСЕХ.

Противопоказания к занятиям иппотерапии

Противопоказания к занятием иппотерапии делятся на два пункта:

  • абсолютные противопоказания – это те, при которых иппотерапия строго запрещается;

  • относительные противопоказания – это те, при которых иппотерапией заниматься все же можно, в рамках выполнения определенных условий;

  • предостережения.

Рассмотрим каждое противопоказание подробнее:

АБСОЛЮТНЫЕ противопоказания

  1. Гемофилия – несворачиваемость крови.

  2. Остеопороз – снижение прочности костей, хрупкость костей.

  3. Некоторые травматические и воспалительные заболевания тазобедренных суставов.

  4. Любое заболевание в острой форме, особенно сердечно-сосудистые, психические, неврологические.

  5. Заболевание почек.

  6. Злокачественные новообразования.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ противопоказания

  1. Эписиндром органического или психотического типа – занятия возможны при условии постоянного применения противосудорожных препаратов.

  2. Хронические воспалительные заболевания почек – заниматься иппотерапией можно только в стадии ремиссии (нормальные анализы мочи) и только шагом.

  3. При диабете можно заниматься в стадии ремиссии, (когда содержание сахара в крови на нормальном или околонормальном уровне).

  4. Остаточные явления после травматических повреждений шейного или поясничного (кроме нижней трети поясничного) отделов позвоночника. Занятия в основном на шагу, рыси немного, только для пациентов со стажем и только облегчённая.

  5. Пациенты с синдромом Дауна допускаются к занятиям ЛВЕ только при наличии рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующей об отсутствии патологии.

  6. Непреодолимый страх перед лошадью, перед необходимостью сесть на неё, если страх не проходит по прошествии длительного времени и многих попыток приучить пациента к лошади. Если удаётся изменить ситуацию к лучшему, можно постепенно и осторожно двигаться дальше, приучая пациента к общению с лошадью и езде на вей.

  7. Беспричинные, необъяснимые, постоянно возникающие при посадке на лошадь болевые ощущения у пациента: следует прибегнуть к помощи психолога, и, если ситуация изменяется к лучшему, следует осторожно продолжать занятия не форсируя их и не допуская переутомления; в противном случае, если боли продолжаются прекратить попытки.

  8. Различного рода высыпания или воспалительные процессы на коже, в местах соприкосновения с седлом или со спиной лошади. Заниматься можно только при условии полного исчезновения этих проявлений, используя в дальнейшем мягкие подстилки на седло или на спину лошади.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

  1. Предписание врачей о запрете пациенту ездить с опущенной вниз головой.

  2. Необходимость опорожнить мочевой пузырь перед занятием.

  3. Необходимость заниматься сидя на мягкой подстилке, и т.д. и т.п.

Одежда и снаряжение для лечебной верховой езды
Из правил работы Северо-Американской Ассоциации верховой езды для инвалидов
(NARHA)

«Какое же нам понадобится снаряжение?» — этот вопрос часто задают люди, создающие новый центр лечебной верховой езды. Данный текст поможет вам найти ответ на основные вопросы. Но помните, что многие центры творчески приспосабливаются к своим неповторимым условиям.
Возможно, в какие-то периоды работы центра вам и вовсе не понадобится особое снаряжение (за исключением, быть может, пандусов для посадки на лошадь). Но вам надо быть готовыми к тому, чтобы принимать самых разных людей с особыми нуждами. Когда мы выбираем снаряжение, то в самую первую очередь оцениваем его с точки зрения безопасности. Вот принципы, которые помогут вам понять, какое специальное снаряжение вам понадобится и зачем:
1. Снаряжение подбирается индивидуально для каждого всадника.
2. Никакое снаряжение не должно прикреплять всадника к лошади.
3. Оно не должно ограничивать возможности всадника и не должно влиять на его равновесие, движения или контакт с лошадью.
4. Оно не должно причинять всаднику неудобств или мешать ему.
5. Оно не должно причинять неудобств лошади или подвергать риску ее здоровье.
Кроме того, решение о применении специального снаряжения принимают терапевт и инструктор, которые оценивают индивидуальные особенности всадника. Они учитывают следующие факторы:
1. Характер и степень тяжести нарушений. Стабильное ли это состояние, или же оно постоянно меняется: ухудшается или улучшается?
2. Возраст, общее состояние здоровья, вес и рост пациента.
3. Умения пациента, опыт взаимодействия с лошадью, его реакция на лошадь, на инструктора, на помощников и т.д.
4. Частота, продолжительность и характер предполагаемых занятий.
5. Сколько лошадей предполагается использовать, какого типа, роста, конституции.
6. Финансовые расходы, которые повлечет за собой приобретение специального оборудования.

Одежда

Верховая езда: Возможно, клиент или его семья не способны приобрести обычный костюм для верховой езды. Тем не менее, надо постараться помочь всаднику найти подходящую одежду. Когда человек одет «как полагается», это укрепляет его веру в себя и увеличивает самооценку.
Вольтижировка: При занятиях вольтижировкой (или когда пациент сидит на лошади без седла) следует надевать удобные эластичные тренировочные штаны, которые не ограничивают свободу движений.
Общие соображения: Джинсы или еще какие-то штаны должны быть достаточно свободными, чтобы всадник чувствовал себя удобно. Их ткань не должна туго обтягивать тело или давить на бедра, таз или живот. Во многих случаях подходят тренировочные штаны. Но в холодную погоду для тепла под тренировочными штанами должны быть одеты длинные нижние штаны. Если у всадника чувствительная кожа или она легко натирается, надо внимательнее относиться к швам на штанах. Часто бриджи предпочтительнее, чем джинсы, также неплохо снизу надеть длинные шелковые нижние штаны или колготки. В специальных магазинах, торгующих конским снаряжением, можно даже приобрести специальные нижние штаны с защитной подкладкой из материала типа замши, как на обычных бриджах. Куртка не должна быть слишком длинной, чтобы всадник не мог сесть на ее полы. Молнии, пуговицы или застежки на куртке должны быть застегнуты. Иначе свободно болтающиеся части одежды будут отвлекать внимание лошади и всадника.

Головной убор

Защитный шлем — наиболее важная часть экипировки всадника. Шлем должен быть хорошо подогнан. Плохо подогнанный или неподходящий шлем лишает всадника возможности правильно сидеть на лошади; такой шлем не дает всаднику нормально держать голову, а неправильное положение головы мешает поддерживать равновесие при езде верхом. Согласно рекомендациям NARHA, шлем должен быть снабжен ремешком и гибким козырьком (или без козырька). Следует носить шлем как при езде верхом, так и при работе с лошадью на земле или при управлении повозкой.
Если вы инструктор по лечебной верховой езде, то вы не раз сталкивались с подобными ситуациями. Возможно, вам приходилось подгонять шлем, который не соответствовал форме головы всадника.
Чтобы лучше понять, как несоответствующий или плохо подогнанный шлем может влиять на качество занятий, возьмите шлем, сядьте на лошадь и проделайте следующие упражнения:

Подбор и подгонка шлема

Некоторые шлемы бывает трудно быстро подогнать. Поэтому NARHA рекомендует, чтобы о приобретении шлема позаботился по возможности сам всадник и его семья. Для занятий со всадниками, не способными купить себе индивидуальный шлем, организация должна иметь некоторое количество шлемов разного размера. При этом инструктор по верховой езде должен внимательно изучить руководство изготовителя, чтобы понять особенности данного типа шлема и как его подгонять.

Представьте себе, что происходит, если:

1. шлем сильно сдвинут к затылку?
2. шлем съезжает на сторону?
3. шлем закрывает глаза всадника?
4. шлем слишком велик или слишком мал?
5. ремешок, касающийся кожи, раздражает всадника?
1. Надев шлем, переместите его назад, чтобы он сидел у вас на затылке. Пошлите лошадь шагом, потом перейдите на учебную рысь и поездите по манежу. Как вы себя чувствуете?
2. Сместите шлем вперед, чтобы он «сел» вам на брови. И снова поездите шагом и рысью. Какие ощущения возникли у вас в этот раз?
3. Сдвиньте шлем на сторону — влево или вправо — и поездите шагом и рысью. Обратите внимание на то, что происходит в этом случае с вашими седалищными буграми, упирающимися в седло. Удается ли вам равномерно распределить вес вашего тела? А как обстоит дело с равновесием?
4. Поверните шлем в сторону, чтобы козырек смотрел влево или вправо. Как это влияет на ощущение правильной посадки?
5. Теперь попробуйте проделать все те же действия, но на этот раз возьмите шлем, который вам слишком мал и который приходится натягивать на голову с силой. Вам удобно? А что происходит при этом с равновесием и посадкой?
6. Теперь возьмите шлем, который вам слишком велик. Как вам это нравится, особенно на учебной рыси? Слишком большой шлем неудобен для всадника и подвергает риску его здоровье. Опустившись на глаза, он мешает смотреть, он может также слететь с головы.
7. Наконец, проделайте все то же самое с закрытыми глазами (пусть кто-нибудь ведет лошадь). Это еще больше поможет вам сосредоточиться на своих ощущениях. Правильно подобранный шлем сидит достаточно плотно, но не сдавливает голову. Когда вы выбираете новый шлем вместе со всадником, пусть он побудет в шлеме какое-то время, чтобы вы могли убедиться, что шлем не слишком тесен и не вызывает головной боли. Снимите шлем через пять минут. Если на лбу всадника остались красные отпечатки, стоит попробовать шлем на один размер больше.
Бывают шлемы со специальной прокладкой, положение которой можно регулировать, — это куски поролона на «липучках» или на крючках, такой шлем подогнать бывает легче. Хорошо подогнанный шлем с застегнутым ремешком должен сидеть на голове, не поворачиваясь и не смещаясь. Пусть всадник согнется в пояснице, опустит голову и потрясет ею. Если мы, используя инструкции изготовителя, правильно подогнали шлем, он будет надежно сидеть на голове всадника.
Некоторые шлемы изнутри оснащены еще одним приспособлением. Это четыре ленты из плотной ткани, соединенные тесемкой или куском ткани со шнуровкой. Это приспособление помогает регулировать расстояние от верхушки головы всадника до шлема. Но не стоит думать, что оно защищает всадника в случае опасности. Оно всего-навсего приподнимает шлем над головой. Если вы используете это приспособление ради удобства всадника, вам придется подгонять его всякий раз, как всадник снова одевает шлем.
На занятии с вашими пациентами попробуйте проделать следующее:
1. Наденьте шлем на голову, покачивая его взад и вперед. Между бровями всадника и краем шлема должно оставаться расстояние в два пальца.
2. Убедитесь, что шлем расположен точно по центру, и затяните ремешок. В зависимости от типа шлема ремешок располагается либо на выступе подбородка, либо под ним. Удостоверьтесь, что ремешок достаточно туго натянут, что шлем не соскользнет при падении.
3. Если ремешок затягивается шнурками на затылке, ослабьте шнурки перед подгонкой, а потом затяните снова, когда шлем уже одет. Эти шнурки не дают шлему соскальзывать на глаза, они защищают от травмы нос в том случае, если удар приходится на шлем сзади. Не забывайте проверять их состояние.
4. Спросите всадника о том, как он себя чувствует в шлеме. Если у всадника голова необычной формы, постарайтесь подложить под шлем на чувствительные части головы санитарные салфетки.
Поработайте над подгонкой шлема, используя вашего коллегу. Помните, что, какой бы тип шлема вы ни выбрали для вашего всадника, он в совершенстве обеспечивает безопасность лишь в том случае, когда подходит по размеру и правильно подогнан, и когда всадник чувствует себя в нем удобно, что, кроме всего прочего, создает вашему подопечному самые благоприятные условия на занятии.

Легкие шлемы

Это шлемы типа хоккейного или велосипедного, весящие меньше стандартного шлема для верховой езды.
NARHA устанавливает следующие правила относительно использования таких шлемов:
I. Условия использования:
A. Всадник страдает какими-либо соматическими нарушениями — в этом случае его состояние должен оценить физиотерапевт или окупациональный терапевт, чтобы решить вопрос о показаниях к использованию легкого шлема и рекомендовать соответствующий тип шлема.
B. Легкий шлем разрешается применять только в том случае, когда лошадь ведет коновод и еще один или два ассистента идут рядом со всадником.
C. Легкий шлем разрешается применять при «езде вдвоем». При этом помощник, сидящий на лошади позади пациента, должен надеть шлем рекомендованного NARHA типа, а не легкий шлем.
II. Характеристики легкого шлема:
A. Ремешок должен быть надежно прикреплен к шлему и должен застегиваться достаточно туго.
B. Легкие шлемы обязательно должны пройти испытание на ударную прочность.
C. Шлем должен быть соответствующим образом подобран и подогнан.
III. Использование легких шлемов всадниками с физическими нарушениями. Легкий шлем можно использовать в случаях:
A. Всадник недостаточно контролирует движения головы и ему трудно выдержать вес стандартного шлема.
B. Всадник страдает нарушениями, в результате которых ему трудно держать голову и шею прямо. В таком случае вес стандартного шлема является дополнительным препятствием для того, чтобы найти правильное положение головы, и он мешает работе терапевта, который стремится научить всадника правильной посадке.
C. У всадника на коже головы находится дренажная трубка, которая не будет нормально функционировать под стандартным шлемом.
D. У всадника голова слишком мала, и стандартный шлем невозможно правильно подогнать.
IV. Противопоказания к использованию легкого шлема.
Не рекомендуется использовать легкий шлем всадникам, у которых в силу тех или иных причин кости черепа или еще какой-либо жесткий материал не прикрывают целиком мягкий головной мозг.

Обувь

Обычно для верховой езды используются высокие сапоги, плотно облегающие ногу, без молнии с внутренней стороны ноги. В ЛВЕ такие сапоги подходят всадникам, у которых ноги работают достаточно хорошо. Всадникам с моторными нарушениями лучше использовать высокие ботинки со шнуровкой. Важно, чтобы обувь была с небольшим каблуком и гладкой нетолстой подошвой. При верховой езде в седле со стременами техника безопасности требует, чтобы нога всадника легко могла выскользнуть из стремени, и при подборе обуви необходимо это учитывать. Организация, проводящая регулярные занятия с большим числом всадников, может создать обменный фонд использованной обуви для верховой езды. Хорошо, когда у маленьких всадников есть возможность взять обувь во временное пользование, поскольку ноги у детей быстро растут (конечно, вся обувь должна быть чистой).
При езде без седла можно применять любую удобную всаднику обувь. Иногда, если требуется более тесный контакт с лошадью, допускается езда вообще без обуви.
Для вольтижировки из соображений удобства для лошади вполне подойдут чешки или туфли на резиновой подошве.

Лангеты.

Во время езды на ноги всадника могут быть надеты короткие лангеты, — они стабилизируют голеностопный сустав и не мешают лошади. При езде без стремян лангеты следует снять, чтобы голени по всей своей длине могли касаться боков лошади.
Длинные лангеты перед посадкой на лошадь обычно снимают, поскольку они мешают ноге контактировать с лошадью. Но бывают случаи, когда всадник пользуется стременами, а его колено или голеностопный сустав нестабильны, в таких случаях лангеты необходимы.
Внимательно следите за состоянием кожи ног. Если кожа всадника слишком чувствительна, после занятия следует снять лангеты и осмотреть ноги, — нет ли там покраснения или потертостей. Если все в порядке, попросите всадника последить дома за состоянием кожи.

Стремена

Для лечебной верховой езды рекомендуется применять специальные безопасные стремена. Из того, что имеется в продаже, лучше всего стремена производства Peacock. Можно рекомендовать также стремена Devonshire Boot, но их делают по индивидуальному заказу. Следует часто проверять, не износились ли стремена (как и все прочее снаряжение), и, если это необходимо, менять их или ремонтировать.

Стремена Peacock

Стремена Peacock, которые можно приобрести практически в любом магазине, торгующем конской амуницией, снабжены массивным резиновым кольцом, находящимся с внешней стороны стремени. При падении из-за давления ноги всадника кольцо расстегивается.

Стремена Devonshire Boot

Стремена Devonshire Boot, называемые ещё девонширские башмаки, оснащены кожаным футляром для передней части стопы. Такая конструкция предохраняет ногу всадника, чтобы она не «провалилась» в стремя. Согласно рекомендациям NARHA, центр должен запастись набором таких стремян разных размеров, чтобы нога любого всадника могла находиться в правильном положении.
Когда вы заказываете такие стремена, исходите из того, что железная часть является основанием кожаной. Глубина кожаного «носка» по длине должна соответствовать одной трети длины ступни (то есть до самой широкой части ступни, но ни в коем случае не до свода стопы). Вот некоторые примеры показаний к применению стремян типа Devonshire Boot:
1. Всадник неспособен контролировать положение ступни в стремени.
2. Всаднику нужно стабилизировать лодыжку (повышенный тонус мышц, при котором носок уходит вниз).
3. Всадник со сниженным тонусом мышц, плохо ощущает свое тело и не способен правильно расположить свои ноги в стременах, когда сосредоточен на выполнении какой-либо еще задачи.
4. Стремена типа Devonshire Boot могут повышать тонус мышц, так что стоит проконсультироваться с физиотерапевтом или окупациональным терапевтом.

В некоторых случаях, когда необходимо придать правильное положение голеностопному суставу, под стопу подкладывают жесткий материал клинообразной формы. Это можно делать только после консультации с физиотерапевтом.
В магазинах, торгующих оборудованием, можно купить резиновые вставки в стремена. Но если вы будете их использовать для своих пациентов, вам придется подбирать почти для каждого всадника клинообразную подкладку под стопу, чтобы придать ей нужное положение.

Пояса безопасности

Пояса безопасности делают из прочной и плотной материи или кожи, ширина пояса должна быть не менее 7,5 см. Пояс затягивается спереди одним-двумя ремешками с застежками. По бокам пояс снабжается двумя ручками, сделанными из плотного и не слишком гибкого материала, за которые помощник, стоящий с любой стороны от лошади, легко может ухватиться.
И все же, при страховке оптимальное положение руки помощника — поверх бедра всадника. Если страхующий держит всадника за ручку на поясе, это выводит всадника из равновесия, а руки помощника быстро устают.
Вот что говорит член комиссии по аккредитации NARHA Марта Биэри о поясах безопасности.
«В прошлом, в те «дикие времена», когда лечебная верховая езда только начиналась, каждому новому пациенту предлагали носить пояс безопасности в течение всего занятия. Пояса безопасности были созданы для того, чтобы помощник в случае чего мог ухватить всадника за что-то прочное, а не за одежду, и чтобы можно было помочь всаднику, который плохо держит равновесие.
Но позднее мы поняли, как неблагоприятно влияет на процесс терапии вес руки помощника, держащего всадника за пояс. Поэтому пояса в настоящее время применяются лишь в особых случаях, мы же рекомендуем осуществлять страховку методом, который мы называем «рука поверх бедра» (этот метод описан в NARHA News за май-июнь 1989 стр. 6-7) и по возможности отказаться от использования пояса.
Такое изменение техники — хороший знак. Оно свидетельствует о том, что теперь мы глубже понимаем влияние всех аспектов верховой езды на всадника, оно показывает, что мы стремимся сделать занятие как можно более полезным, более терапевтичным для каждого пациента.
Лечебная верховая езда как самостоятельный метод терапии в ходе своего развития меняется. Мы должны оставаться открытыми и положительно относиться к тем изменениям, которые неизбежно происходят вследствие нового понимания предмета. Мы, профессионалы, должны радоваться тому, что нам приходится непрерывно учиться».

Уздечки

Уздечка и тип удил должны соответствовать темпераменту лошади и пройденному ею обучению. Чтобы защитить рот лошади от воздействия нескоординированных движений рук всадника, вместо уздечки можно использовать недоуздок, как следует его подогнав. Если занятие происходит в закрытом манеже, то большинство лошадей двигаются одинаково хорошо и с уздечкой, и с недоуздком (некоторые с недоуздком даже лучше!).

Поводья

Существует много возможностей приспособить поводья к особым нуждам конкретного всадника. Стоит использовать такие поводья, длину которых можно менять. Регулировать длину поводьев всадникам, у которых слишком слабые руки, или которые плохо управляют своими движениями, помогают поводья-«лестница» и поводья с петлями.
Всадники, которые держат поводья слишком слабо или, напротив, слишком сильно из-за спастики, могут использовать толстые эластичные поводья изменяемой длины, сделанные, например, из хлопчатобумажной верёвки. Если кто-то занимается макраме, попросите его сплести поводья из множества верёвочек. Поводья вместо пряжек желательно оснастить карабинами, тогда их будет легко присоединять к уздечке или недоуздку.

Чумбур

Чумбур делается из прочного материала, его должно быть удобно держать в руке. Лучше, чтобы на его конце не было цепочки. Чумбур можно фиксировать на лошади двумя различными способами. Можно надеть недоуздок под уздечку и присоединить чумбур к недоуздку.
Если необходимо более жёстко контролировать лошадь, чумбур прикрепляется к удилам: короткий кожаный ремешок с карабинами на обоих концах пристёгивается к кольцам удил, посередине этого ремешка находится металлическое кольцо, к которому крепится чумбур. Это даёт ведущему возможность, воздействуя на рот лошади, управлять ею так же, как мог бы управлять всадник с помощью поводьев.
(Предупреждение: такой метод может применять только опытный конник — есть большая опасность, что ведущий травмирует рот лошади или причинит ей боль).

Главная страница | Иппотерапия | МККИ | Запись на занятия | Паралимпийский спорт | Специальная Олимпиада | Обучение | Организации России и Зарубежья | Календарь мероприятий | Контакты