Как научить засыпать?

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Все родители рано или поздно задаются вопросом, как научить ребенка засыпать самостоятельно и в каком возрасте начинают процесс приучения. Под термином «самостоятельное засыпание» понимают совокупность обстоятельств, при соблюдении которых готовый ко сну младенец засыпает в своей кроватке один либо с незначительной помощью родителей.

Самостоятельный сон

Идеальная ситуация выглядит так: один из родителей укладывает ребенка в кроватку, пожелав приятных снов и поцеловав его, выходит из детской комнаты. Безо всяких неудобств и стрессовых ситуаций карапуз засыпает сам, освободив родителям время для других важных дел. Такая идеальная ситуация (или приближенная к ней) трудновыполнима, но вполне достижима.

С какого возраста приучать

По рекомендациям психологов и педиатров, родители практикуют самостоятельное засыпание ребенка уже в 6 месяцев (некоторые родители приучают новорожденного засыпать без мамы с месячного возраста). Процесс привыкания ко сну в одиночестве растягивается до 2-3 года жизни, это не является нарушением норм. Доказано: чем младше ребенок, тем быстрее проходит процесс приучения к самостоятельности. В то же время грудничку от рождения до года необходим телесный контакт с родителями, иногда автономное засыпание откладывают до годовалого возраста.

С помощью теста родители точнее определяют готовность младенца к самостоятельному сну (на вопросы отвечают «да» или «нет»):

  1. Ребенку уже исполнилось полгода?
  2. Оставался ли малыш на какое-то время без мамы?
  3. Спокойно ли кроха реагирует на мамино отсутствие?
  4. Реакция ребенка на оставшегося вместо мамы человека ровная?
  5. Свободно ли карапуз отпускает маму?
  6. Младенец способен к самостоятельному времяпровождению?
  7. Успокаивается ли грудничок сам?
  8. Ребенок способен успокаиваться с кем-то, кроме мамы?
  9. По темпераменту младенец спокойный?
  10. Характер родителей уравновешенный?

После окончания теста подсчитывают результаты:

  • Если отрицательных ответов насчитывается больше (от 7 до 10), то семье еще не время задумываться о том, как приучить ребенка к самостоятельному засыпанию.
  • В случае, когда положительных ответов больше (от 7 до 10), смело начинают обучение самостоятельному засыпанию.
  • Если положительных ответов не больше 6, то родители могут повременить с решением проблемы, как приучить ребенка засыпать самостоятельно.

Сон младенца

Обучение ребенка самостоятельному засыпанию условно делят на 3 возрастных этапа:

  1. До 6-8 месяцев грудничка стараются научить засыпанию без укачивания.
  2. С года до двух младенец обучается засыпанию в своей кроватке в присутствии родителей.
  3. До наступления 5 лет малыш привыкает к самостоятельному сну в отдельной кроватке без участия родителей.

Важно! Если ребенок до 5 лет не научился самостоятельно засыпать в своей кроватке, то это свидетельствует о расстройствах сна, крохе требуется помощь специалиста.

Учить самостоятельному засыпанию нужно в течение довольно длительного времени. Облегчает процесс выработка определенного ритуала перед сном, который повторяется ежедневно и становится почти рефлексом.

Известно большое количество приемов приучения к самостоятельному сну. Различают 2 группы методов:

  1. «Пусть плачет» – революционные способы, допускающие плач ребенка перед сном. Несмотря на некоторую жесткость и нервозность, действуют быстро, но не все родители готовы к подобным испытаниям.
  2. «Не плачь» – более лояльные способы обучения автономному сну. Для достижения результатов требуется больше времени, терпения и последовательных действий взрослых.

Способы обучения самостоятельному засыпанию

  • Метод Вайсблута «Проплакаться до засыпания» заключается в том, что взрослые укладывают младенца в кроватку, уходят из комнаты и, игнорируя плач карапуза, дожидаются засыпания. Разработчик рекомендует применение метода с 4 месяцев и гарантирует быстрый эффект (3-4 дня). Минус в том, что создается стрессовая ситуация для всей семьи, продолжительный плач неблагоприятен для головного мозга ребенка. Метод подходит родителям с крепкой нервной системой.
  • Способ Фербера «Метод периодического контроля» заключается в том, что родители укладывают кроху в кроватку и оставляют его, периодически возвращаясь и успокаивая ребенка. Время между визитами к младенцу с каждым разом увеличивается: родители в первый раз возвращаются через минуту после ухода, во второй раз – через 5 минут, в третий – через 10 минут. Так до тех пор, пока младенец не уснет. Результата добиваются быстро, за 4-5 дней, но отрицательные стороны такие же, как и в предыдущем способе (стресс для всей семьи, возможный ущерб для головного мозга крохи).
  • Метод Трейси Хогг «Обняли – положили» состоит в том, что, уложив грудничка в кроватку, родители пытаются успокоить малыша с помощью шипения и похлопывания. Если это не помогает, берут кроху на руки, как только он успокаивается, кладут обратно. Так далее, пока ребенок не уснет. Разработчик гарантирует высокий результат, достигаемый медленными темпами. Этот метод не создает такой эмоциональной напряженности, как предыдущие, но и цель достигается не в таком быстром темпе и с большими усилиями.
  • Метод Элизабет Пейнтли заключается в поэтапном уменьшении помощи ребенку. На первом этапе взрослые успокаивают младенца до момента засыпания. На втором этапе утешают только до полусонного состояния. На третьем этапе усмиряют без поднимания на руки. На четвертом утихомиривают при помощи легкого прикосновения, потом убаюкивают кроху с помощью слов, на последнем этапе успокаивание происходит на расстоянии. Метод мягкий, не создает стрессовых ситуаций, требует от родителей терпения и довольно много времени для достижения результата.
  • Метод Кима Веста «Медленный уход» состоит в том, что, уложив ребенка в кроватку, один из родителей сидит возле нее на стуле и успокаивает кроху ласковыми словами и прикосновениями. Один раз в 3-4 дня стул отодвигается от кроватки и степень помощи грудничку уменьшается. Это один из самых щадящих способов обучения автономному отходу ко сну. Результат достигается очень медленными темпами, но процесс не травмирует психику ребенка.

Не всякий родитель сможет применить радикальные методы из группы «пусть плачет», и не всегда ему хватает терпения для освоения медленных способов.

Самостоятельное засыпание по спокойным методикам

Психологи предлагают еще несколько советов, как создать ритуал и научить ребенка засыпать самостоятельно:

  • Ребенку старше 2-х лет родители доводят до сведения, что он имеет свою кровать. Эту информацию повторяют многократно и хвалят кроху за сон в отдельной кровати.
  • Начинают обучение самостоятельному засыпанию с дневного сна.
  • Вместе с ребенком выбирают мягкую игрушку для совместного укладывания в кровать.
  • Прекращают активные игры не позднее, чем за полчаса до сна.
  • Обращают внимание на «сонные признаки»: зевота, потирание глаз и другие.
  • Проведение ритуала для засыпания (колыбельные песенки, сказки и другое) начинают за час до отхода ко сну.
  • Обязательно оставляют приглушенный источник света и открытую дверь в комнату.
  • Родители проявляют последовательность, настойчивость и твердость, не делая поблажек и послаблений.

Почему малыш долго не засыпает

В разном возрасте при обучении самостоятельному отходу ко сну у детей выявляются различные причины расстройства сна.

Причины беспокойства грудничка:

  • карапуз долго спал днем и еще не чувствует себя достаточно утомленным для нового отдыха;
  • сон в отдельной кроватке для ребенка непривычен, он боится разлуки с матерью;
  • нарушаются привычный порядок жизни и обычные действия взрослых.

Сон младенца после года нарушается:

  • мокрыми подгузниками (для уменьшения мочевыделения в вечернее и ночное время вечером применяют ограниченный питьевой режим);
  • чувством голода (ужин оказался для ребенка недостаточно питательным);
  • резкими громкими звуками;
  • духотой и перегретостью воздуха в помещении (ребенку комфортно при 18-220, поэтому помещение проветривают незадолго до укладывания в кровать);
  • неудобной одеждой из ненатуральных тканей с резинками и грубыми швами;
  • другими внешними факторами (яркий свет, насекомые).

Таким образом, причин для долгого процесса засыпания много. Для ускорения процесса отхода ко сну взрослые устраняют причину беспокойства.

Малыш долго не спит

Специалисты считают сон физиологической потребностью любого организма. Рано или поздно ребенок уснет. Родители не пускают дело на самотек, а активно управляют процессом:

  • в течение дня создают условия для физического и эмоционального утомления;
  • устраивают по вечерам расслабляющие ванны;
  • незадолго до сна кормят питательным ужином;
  • поят на ночь теплым молоком (можно с медом).

Важно! Иногда долгое привыкание ко сну в одиночестве является следствием каких-либо физических заболеваний, беспокойств и нарушений в психологической сфере. В таком случае родители обращаются к специалистам.

Если ребенок вылезает из кроватки

Малышу свойственны активность и любопытство. Поэтому он вылезает из кроватки сразу после ухода родителей из комнаты. Взрослые с помощью уговоров, терпения и последовательных действий останавливают такие «побеги», но не всегда их предотвращают. Тогда родители опускают боковую стенку или вынимают несколько вертикальных прутьев для безопасности малыша. После этого применяют метод Фербера для привыкания к самостоятельному засыпанию.

Кроха вылезает из кроватки

Психологи рекомендуют в этом случае эффективный поэтапный прием:

  1. Родители и малыш проводят весь ритуал для засыпания (умывание, чистка зубов, переодевание в пижамку, укладывание в кровать, короткий разговор по душам или сказка на ночь, поцелуй, пожелание спокойной ночи и так далее), затем выключается основной свет, и родители уходят.
  2. Если через некоторое время кроха встает с кровати и приходит ко взрослым, то ритуал укладывания не повторяют, просто берут малыша за руку, ведут обратно к спальному месту, говорят: «Пора спать!». Укладывают его в кровать и уходят.
  3. Если ситуация повторяется, то карапуза, молча, без слов, повторно отводят в кроватку, укрывают одеялом и уходят.

Как правило, ребенок больше в этот вечер не встает, через несколько дней прекращает вылезание из кроватки и засыпает самостоятельно.

Сколько дней требуется на приучение

Ни один специалист не назовет конкретное количество дней, которое потребуется на приучение ребенка к самостоятельному засыпанию. На адаптацию ребенка к измененным условиям жизни влияют:

  • возраст крохи,
  • темперамент и состояние его здоровья;
  • метод, выбранный родителями для обучения засыпанию в одиночестве;
  • выдержанность и терпеливость родителей.

Как и все процессы в воспитании детей, привыкание к самостоятельному сну проходит не мгновенно, а в течение некоторого времени.

Причины сложного привыкания к самостоятельному сну

В отдельных семьях начинают обучение детей самостоятельному засыпанию в разном возрасте. Некоторые приучают младенца спать в одиночестве еще до полугода. Кто-то видит в совместном засыпании возможность доверительного общения и единения с крохой и откладывает этот момент на долгие годы. Рано или поздно необходимость детской автономии возникает в каждой ячейке общества.

Дети не всегда охотно принимают перемены в своей жизни – это одна из причин трудного процесса адаптации к самостоятельному сну. Особенно это проявляется, если родители не выделяют достаточно времени на общение с ребенком на протяжении дня, и кроха пытается компенсировать этот дефицит. Когда родители удовлетворят базовую потребность малыша в ласке и общении, ему не понадобится мама или папа при засыпании.

Непоследовательность требований, некоторая лень и невыдержанность родителей тоже утяжеляют для крохи процесс привыкания к самостоятельному отходу ко сну. Если установлен определенный ритуал засыпания, то отклонения от него или временные поблажки растянут процесс привыкания на очень длительный срок.

Ритуал засыпания

Препятствия при обучении самостоятельному сну

Иногда взрослые не замечают, что сами невольно затрудняют крохе процесс привыкания к самостоятельному сну. Советы психологов и сомнологов делятся на 2 группы: что делают и чего не делают при обучении автономному засыпанию.

Чего не делают при обучении самостоятельному сну:

  1. Не играют в активные и слишком эмоциональные игры перед сном, так как это приводит в возбужденное состояние нервную систему крохи.
  2. Ни с кем не ссорятся в вечернее время и не разговаривают на повышенных тонах.
  3. Не кричат, и (тем более!) не бьют младенца, который долго не засыпает.
  4. Не нарушают последовательность действий в вечернем ритуале – это «сбивает программу» карапузу.
  5. Не оставляют кроху в одиночестве в темной комнате. Кроха запаникует, паника и спокойный сон не совместимы.
  6. Категорическое правило «Ребенок отходит ко сну ровно в 21.00» не обязательно выполняют к каждой семье. При укладывании младенца родители учитывают индивидуальные особенности жизни и режима малыша.

Сон без родителей

Таким образом, в каждой семье подходят индивидуально к вопросу, как научить ребенка спать одному в кроватке. Время, терпение, доброжелательность и последовательность в действиях помогут родителям справиться с любыми трудностями.

Коррекция сна через плач: варианты метода, «за и против», и искалечит ли это моего ребенка

03.09.2014 26

Вопрос по теме детского плача во время процесса переучивания к новым порядкам сна не обсуждает только ленивый.

Интернет кишит доводами и о том, что приучение через плач – это быстрый и эффективный способ добиться результата, и о том, что плач ребенка приводит к необратимым изменениям в мозге малыша, оставляющим его как минимум эмоциональным инвалидом на всю жизнь.

Как же разобраться и принять правильное решение для своего ребенка?

Это решение остается за мамой и всегда легче сделать правильный выбор, имея полную информацию, а не только эмоциональную сторону дела.

Отдельно оговорюсь, что в своей практике я никогда не принуждаю родителей использовать какой-то конкретный метод – окончательное решение приходит только после анализа ситуации, совместного обсуждения целей и философии воспитания в конкретной семье.

Когда не стоит использовать чистый метод «наплачется-уснет»

  • Если ваш малыш не достиг 6 месяцев с даты ПДР – важно, чтобы были развиты принципиальные когнитивные навыки.
  • Если ваш малыш болен — дискомфорт от недомогания только усложнит задачу
  • Если сейчас в семье происходят серьезные перемены: переезд, рождение нового малыша, смерть родственника, выход мамы на работу.
  • Если ваш ребенок в какой то момент подвергался серьезному физическому или эмоциональному насилию.
  • Если не все члены семьи согласны с этой методикой — слишком велика вероятность, что вы сдадитесь на полпути, только запутав малыша в своих требованиях.
  • Если ваш ребенок старше 2,5 лет и/или уже не в детской кроватке — важно исключить возможность травмы

О детском плаче и сне

Спросите любого педиатра, и он однозначно ответит, что плач для ребенка – это способ коммуникации с окружающим миром. Так еще не говорящий малыш дает нам знать, что он устал, голоден, замерз, проснулся, заскучал, заболел и т.д.

Со временем каждая мама учится различать разные типы плача – зов поиграть, покормить, поменять или просто взять на ручки и сменить надоевшую картинку. Соответственно, в самом по себе плаче нет ничего травматичного или угрожающего малышу — это природный механизм общения. В случае с любым переучиванием (не обязательно ко сну) плач — это сигнал малыша вам, что ему совсем не нравится то, что вы внезапно изменили правила игры, которые ранее его устраивали.

Дебаты противников какого-либо плача при переучивании в привычках сна идут с формулировкой «продолжительный плач — опасен для малыша».

Однако в данном случае имеет место риторическая манипуляция — что такое продолжительный плач? Это полчаса плача, час, три часа, по три часа в течение трех дней, по часу в течение месяца? Где объективные данные, которые бы четко определили понятие продолжительного плача? Все дети разные и никто таких данных предоставить не может, даже в наш век, когда взвесить и измерить можно очень многое.

Приведу пару примеров — новорожденный с коликами и рефлюксом может плакать до 8-9 часов в сутки на протяжении 10-12 недель. В общем, это составит около 616 часов (11 недель по 8 часов) плача.

Значит ли это, что такие малыши обречены на необратимые повреждения их психоэмоционального развития?

— Да, кто-то большую часть времени находится рядом с таким малышом – но в каком состоянии! В такие периоды гормональная мама и уставший папа не в состоянии быть ласковыми и ободряющими 100% времени. А наличие родителя рядом, который сам нервничает и раздражен, а так же ничего не в состоянии сделать, чтобы облегчить положение малыша, тоже сомнительный бонус к привязанности (разве не может малыш думать, что мы намеренно не исправляем ситуацию? – никто этого не знает наверняка).

Другой пример — переутомленный ребенок будет плакать ежедневно месяцами, а то и годами по многу раз за день. При этом, мама, раздраженная и измученная его «плохим поведением» уж точно не будет его успокаивать по каждому писку. Более того, не всегда у нее это и получится – мы часто слышим, что перегулявшего ребенка успокоить не получается даже такими железными аргументами как качание или грудь. Какой вред будет нанесен ребенку в случае, когда он недосыпает, мы подробно обсудили в статье о том, зачем делать сон приоритетом.

При этом я хочу отдельно заметить, что при правильном подходе процесс приучения «через плач» занимает максимум 7 дней.

В течение этих дней периоды плача сокращаются от возможных 4 часов за первые сутки (максимальное время, указанное при опросе более 40 коллег, практикующих по всему миру) до 30 минут к 4-5 дню, что в среднем составит около 6-7 часов из 168 часов (7 суток). И как только сон налаживается — ребенок научился засыпать, переходит между циклами сна, не просыпаясь, его общее самочувствие и настроение резко улучшаются, снижая периоды плаксивости, связанные с усталостью на годы вперед – сколько тут слез сэкономлено никто подсчитать тоже не может.

Еще один аргумент, который я часто встречаю — это что ребенок перестает плакать и засыпает в лучшем случае от изнеможения, а в худшем — сдавшись ожидать помощи и поддержки от родителей. В таких статьях, обычно следуют целые параграфы о том, как нарушается связь между мамой и ребенком, как в диких племенах мамы все время носят своих детей и они спят и никогда не плачут (потому, что на их первый призыв следует немедленная реакция), и о том, как мы должны изменить свое отношение к ситуации, и перестать видеть ее как проблемную.

Я начну с последних доводов и вернусь к началу чуть позже

— Если мама не видит проблемы в привычках сна ее малыша, значит ее нет не зависимо от того как спит ребенок, где и сколько. Однако, уставшая мама, с разламывающейся от продолжительных качаний 12 кг счастья спиной не может быть любящей и заботливой при всем своем огромном желании. И тогда это проблема, даже если мы не ведем речь о том, насколько качественный отдых получает ее малыш. Из той же серии и доводы про дикие племена – мы живем в другом обществе, которое предъявляет к нам другие требования. Нет у нас деревни, где с малышом бы помогали все женщины селения. В таких обществах никто не ждет оплаченных в срок квитанций, выгулянной собаки и обласканного мужа, вернувшегося после сложного дня на работе.

Поэтому я считаю, что добавлять к уже немалому чувству вины за недомытую посуду, помятый халат и нерегулярно приготовленный ужин еще и неспособность носить на себе круглосуточно ребенка, чтобы отвечать на его запросы в первую же секунду — откровенно бесчеловечно по отношению к такой маме.

Предположения о разрыве эмоциональной связи между мамой и малышом при его плаче тоже для меня спорны. При правильно организованном процессе малыш просыпается счастливым и с улыбкой идет к маме – где здесь свидетельства разорванной связи? Чтобы ребенок действительно «закрылся» в себе от родителей его нужно игнорировать днями, не выполнять его потребностей. Такого в нормальной семье не происходит – мама в течение периодов бодрствования и в процессе ритуала подготовки ко сну всегда очень ласкова к малышу и заботлива.

И еще одно сравнение, которое я регулярно нахожу в статьях противников слез, что:

якобы дети, которые учатся засыпать самостоятельно с участием плача в процессе, потом впадают в глубокий «коматозный» сон идентичный тому, что случается при серьезных травмах.

Тут уж простите, для меня это сравнение аналогично тому, что галлюцинации и сны это одно и тоже, просто потому, что в обоих случаях люди видят вещи, которых нет в реальности.

Метод методу рознь

Для начала давайте разберемся в терминологии и методиках, как говорится, мухи отдельно – котлеты отдельно. Когда речь заходит о чистом «приучении через» плач, то в России этот метод более знаком, как метод доктора Спока. При этом подходе после обычных вечерних мероприятий, предшествующих укладыванию, малыша оставляют в кроватке и выходят из комнаты. Далее обычно следует период от 30 минут до полутора-двух часов, когда малыш плачет с разной интенсивностью и, наконец, засыпает. В современной практике обычно этот метод используют только для детей начиная с 6 месячного возраста (хотя французские педиатры используют эту методику с 6 недель!!!), когда у малыша уже четко сформировано понятие постоянства объекта (мамы) в пространстве, даже если ее не видно (игра в ку-ку). В отличие от распространенного мнения, что ребенок засыпает в таких случаях от изнеможения, это не так. Если подсмотреть в видео-няню, например, то видно, как через определенное время малыш активно ищет свой способ расслабиться: трет ушко, гладит простыню, катается с боку на бок и т.д. Это как раз то, что и приведет к развитию собственного навыка. В среднем этот процесс занимает до недели в зависимости от возраста ребенка, темперамента, наличия предыдущих проваленных попыток и последовательности родителей.

Этот метод не рекомендован для детей до 6 месяцев, и особенно малышей, не прошедших адаптационный период: корректировку режима, начальную наработку навыка, предварительное знакомство с новой обстановкой сна (если вы переселяете малыша в отдельную кроватку от себя).

Вариантом вышеописанного метода является метод «контролируемого плача», он же в других вариациях метод Эстевилля, он же метод Фербера. При таком подходе родители навещают малыша с увеличивающимися промежутками времени. Это дает более четкое осознание присутствия и родительской поддержки, и так же не отвлекает малыша от концентрации на поиске и освоении нового навыка. Эта методика так же работает относительно быстро, и требует от родителей полной последовательности. Важно, чтобы родители видели положительную динамику в процессе внедрения, начиная со второго дня. Этот метод возможно использовать для детей с 5 месячного возраста, но он так же требует адаптационного периода, который будет подразумевать как минимум регулировку режима сна и бодрствования, а так же знакомство с новым местом сна перед началом.

Всевозможные методы «без слез» (Пэнтли, Сирз, Стул, Карп), к сожалению, тоже не гарантируют абсолютно мирного процесса с улыбающимся чадом во все моменты укладывания. Чаще всего эти методы растягиваются на недели (от двух до восьми) и в начале все равно вызывают слезы протеста, которые родители имеют возможность ограничивать собственным присутствием, физическим контактом и т.д. Опять же очень многое будет зависеть от адаптивности конкретного ребенка и маминого подхода.

В некоторых случаях, несмотря на все усилия смягчить переход, малыш в первые дни расстраивается так сильно, что растягивать процесс просто нет смысла, и стоит пробовать более прямой метод. В других случаях дети действительно переучиваются к новым порядкам практически без слез. Такие методы стоит использовать для малышей от 4-х месяцев, для регуляции начального навыка и режима, при отказе от продолжительного совместного сна, для очень возбудимых мам и деток, при наличии определенных проблем со здоровьем, для более взрослых деток.

Научная сторона

На сегодняшний день мне известно о 54 научных исследованиях, проведенных врачами педиатрами, неврологами, психологами и сомнологами, целью которых было доказательство вреда или безопасности применения методик, влекущих за собой разные степени плача.

Все эти исследования (привожу ссылки на исследования, полные тексты которых можно посмотреть без платного доступа к источнику в англоязычном формате) признали, что:

  • методики, включающие плач (в т.ч. в его наиболее прямом виде) эффективны, т.е. дети действительно осваивают навык самостоятельного засыпания, при их корректном применении;
  • в разных сроках оценки (от четырех недель до 5 лет) не было выявлено негативного влияния на здоровье ребенка;
  • результат подобных интервенций включал общее улучшение материнского самочувствия и общего климата в семье за счет улучшения качества отдыха всех членов семьи.

Лично для меня самым убедительным было исследование, которое провели ученые в Австралии.

В ходе этого исследования ученые 5 лет наблюдали за более чем 300 малышами, прошедшими через интервенцию и не прошедшими через нее. Сравнение этих детей через 5 лет, где одна группа была после прохождения программы «контролируемого плача» и метода стула, а другая без каких либо действий по улучшению сна, показало, что разницы в физическом, психоэмоциональном здоровье между обеими группами не было. Это дало прямые основания сделать вывод о безопасности указанных методик в долгосрочной перспективе.

Напоследок

Каждая мама принимает решение о том, как, и когда учить своего малыша засыпать сама. При этом такое решение всегда принять проще, если есть достаточно информации обо всех вариантах. Я не знаю ни одной мамы, которая бы пришла к мысли о необходимости изменений, когда в деле сна и так все хорошо. Никто не в праве осуждать или навязывать свое мнение в данном вопросе, это слишком личное решение, обусловленное огромным количеством факторов.

Очень важно в такие моменты четко понимать стоящие перед вами цели, оценивать возраст, темперамент и состояние здоровья малыша (тут вам поможет педиатр), хорошо знать какие изменения должны быть сделаны, и быть последовательными в своих действиях. Возможные варианты методик, в том числе и «без слез» практически всегда будут встречены малышом с протестом, но это вовсе не значит, что вы не можете что-то изменить с любовью и заботой о крохе.

  1. Improving infant sleep and maternal mental health: a cluster randomised trial
  2. Улучшение младенческого сна и материнского психического здоровья) Harriet Hiscock, Jordana Bayer, Lisa Gold, Anne Hampton, Obioha C Ukoumunne, Melissa Wake Arch Dis Child.92(11): 952–958.
  3. Five-Year Follow-up of Harms and Benefits of Behavioral Infant Sleep Intervention: Randomized Trial (Пятилетнее исследование вреда и пользы от поведенческой интервенции в младенческий сон) Anna M.H. Price, Melissa Wake, Obioha C. Ukoumunne, and Harriet Hiscock Pediatrics 2012; 130:4 643-651
  4. Reducing Bedtime Tantrums: Comparison Between Positive Routines and Graduated Extinction. (Уменьшение истерик при укладывании: сравнение между позитивным ритуалом и контролируемым плачем) Lisa A. Adams and Vaughn I. Rickert. Pediatrics 1989;84;756
  5. A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children. (Систематический обзор подходов для решения проблем с самостоятельным засыпанием и ночными пробуждениями в детском возрасте) Paul Ramchandani, Luci Wiggs, Vicky Webb, and Gregory Stores. BMJ 2000;320:209
  6. Behavioral Treatment of Bedtime Problems and Night Wakings in Infants and Young Children. (Поведенческая коррекция проблем укладывания и ночных пробуждений для младенцев и дошкольников) Jodi A. Mindell, PhD, Brett Kuhn, PhD. SLEEP, Vol. 29, No. 10, 2006
  7. Behavioral Parent-Training Approaches for the Treatment of Bedtime Noncompliance in Young Children. (Поведенческий подход к обучению родителей для коррекции сложностей укладывания у дошкольников) Camilo Ortiz & Lauren McCormic. JEIBI, Vol.4, No 2, 2007
  8. Reducing Nocturnal Awakening and Crying Episodes in Infants and Young Children: A Comparison Between Scheduled Awakenings and Systematic Ignoring. (Уменьшаем ночные пробуждения и эпизоды плача у младенцев и младших дошкольников: Сравнительный анализ между запланированными пробуждениями и систематическим исключением присутствия взрослого) Vaughn I. Rickert, C. Merle Johnson. Pediatrics, 81, 203-212

Методики самостоятельного засыпания ребенка

Совместный сон

Совместный сон предполагает, что всю ночь или большую ее часть ребенок спит в одной кровати с родителями. Обычно мамы, которые практикуют этот метод, считают его самым удобным и естественным, однако многие врачи и родители выступают против совместного сна. Обе стороны приводят вполне разумные доводы.

Плюсы совместного сна

Совместный сон положительно влияет на грудное вскармливание

Тесный контакт с крохой позволяет удобно организовать ночные кормления и увеличить количество прикладываний в подутренние часы (с 4 до 8 утра). Именно на это время приходится пик активности пролактина — гормона, отвечающего за выработку молока.

Вся семья может хорошо высыпаться

Семьи, где практикуют совместный сон, обычно спят лучше и дольше: малышу не приходится криком подзывать маму, а ей — качать его и заново укладывать по несколько раз за ночь.

Ребенок чувствует себя более уверенно

Близкий контакт с мамой дает малышу ощущение уверенности, служит для него подтверждением, что он в безопасности. Крохе очень важно чувствовать маму рядом с собой и не расходовать силы на плач. Именно спокойный детский сон способствует гармоничному развитию клеток мозга и формированию нейронных связей между ними.

Формируется устойчивая привязанность малыша к родителям

В советские времена максимальная сепарация от ребенка («не приучать к рукам», «спать только в своей кроватке», «рано заканчивать грудное вскармливание») была широко распространена и считалась единственно правильным методом воспитания. Сейчас психологи много говорят о том, что крепкая связь с родителями — базовая потребность ребенка, влияющая на его доверие к миру и психическую устойчивость.

Аргументы против совместного сна

Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

  • Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
  • Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
  • Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
  • Малыш родился недоношенным.

Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.Техника безопасности при совместном сне:

  • Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
  • Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
  • Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.

Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

Самостоятельное засыпание: как научить?

Вне зависимости от того, спит малыш с вами или отдельно, его нужно укладывать, и порой этот процесс растягивается надолго. Изменить ситуацию можно, научив ребенка засыпать самостоятельно. Некоторые эксперты считают, что начинать стоит уже в 2 – 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна. Другие предлагают начинать обучение после года, когда нервная система дозревает. В любом случае «наука» должна стартовать, когда у ребенка появится примерный режим сна. Также нужно будет заранее придумать ритуал отхода ко сну для малыша — и в точности повторять его перед каждым укладыванием. Такой ритуал обычно занимает от 15 минут до часа и может включать купание, чистку зубов, переодевание в пижаму, сказку, колыбельную. Многим детям нравится «укладывать» свои игрушки и желать им спокойной ночи. А что же потом? Есть несколько вариантов дальнейших действий.

Метод Ричарда Фербера — «контролируемый плач»

Ричард Фербер — американский педиатр, основатель и бывший директор Центра изучения нарушений детского сна. В 1985 году он выпустил книгу «Сон ребенка. Решение всех проблем», которая сделала его известным во всем мире.

В чем суть

Для начала необходимо, чтобы у малыша сформировался четкий режим и ритуал отхода ко сну. Затем можно начинать: уложите ребенка в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и выйдите из комнаты. Очень скоро малыш, не привыкший засыпать в одиночестве, заплачет — тогда маме нужно вернуться и успокоить его, не вынимая из кроватки. Можно петь колыбельные, гладить ребенка по спине или просто сидеть рядом. Когда он затихнет, снова выходите из комнаты. Этот цикл придется повторить много раз, постепенно увеличивая временной интервал. Фербер рекомендует не давать малышу грудь или бутылочку, а заходить в комнату именно на громкий плач, а не хныканье.

Если вы решили попробовать этот метод, запаситесь спокойствием, настойчивостью и решимостью. Нелишним будет заручиться согласием других членов семьи на невмешательство в процесс. Метод Фербера не рекомендуется использовать с детьми младше 6 месяцев.

Метод Трейси Хогг — «заклинание младенцев»

Трейси Хогг — британская медсестра и автор бестселлеров о воспитании детей. Ее самые известные книги — «Чего хочет ваш малыш?» и «Секреты высыпающейся мамы».

Трейси Хогг предлагает действовать по формуле «ПАСС» («питание, активность, сон, свобода»). Самым важным она считает составление индивидуального режима с учетом биологических часов каждого отдельного малыша. Вам нужно будет понаблюдать за ребенком в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость. Еще один принципиальный момент — четкое разделение сна и еды. То есть нельзя допускать, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой.

Укладывать малыша нужно после выполнения сонного ритуала, используя ноу-хау Хогг — «шипение и похлопывание». Вот как это выглядит: вы кладете ребенка головкой к себе на плечо и начинаете громко и ритмично говорить «ш-ш-ш» у его ушка, одновременно похлопывать по спинке в области лопаток. Секрет в том, что маленький ребенок быстро устает от такой сенсорной перегрузки и начинает дремать. Как только малыш прикроет глазки, нужно быстро переложить его в кроватку — заснуть он должен именно там. Не переставайте шипеть и похлопывать ребенка по спинке до полного засыпания.

Этот способ подходит для детей от 4 до 9 – 11 месяцев, а примерно с года Хогг предлагает прием «обнял и положил». После сонного ритуала вам нужно будет крепко обнять малыша, положить его в кроватку и спокойно объяснить, что происходит: «Уже поздно, тебе нужно поспать и отдохнуть». Если ребенок заплачет, примените уже известную технику шипения/похлопывания, но не берите его на руки.

Метод Элизабет Пэнтли — «без слез»

Элизабет Пэнтли — автор книг по воспитанию детей, специалист и консультант по детскому сну. Ее книга-бестселлер называется «Как уложить ребенка спать без слез».

Метод Пэнтли — один из самых мягких. Автор предлагает проанализировать и при необходимости изменить «якори» — ассоциации, связанные у малыша с отходом ко сну. Например, если ребенок всегда засыпал на руках, а теперь вы хотите укладывать его в кроватку, нужно в течение 10 – 15 дней помогать ему уснуть именно там. В случае необходимости укачивайте малыша, давайте ему грудь или соску — все это не возбраняется. Пэнтли советует завести специальный «сонный» предмет, который будет ассоциироваться у ребенка с отдыхом: игрушку, маленькую подушечку или пледик. Когда кроха просыпается ночью, давайте ему возможность самостоятельно заснуть вновь, но ни в коем случае не оставляйте плакать одного. Покачайте малыша, погладьте его по спинке или спойте колыбельную. По уверению Пэнтли, со временем ребенок привыкнет к спокойному и стабильному режиму сна и будет спать не просыпаясь всю ночь. Этот метод подходит для детей с 2 – 3 месяцев.

Метод Марка Вайсблута — «угасающий плач»

Марк Вайсблут — педиатр с 35-летним опытом, отец четырех детей, автор мирового бестселлера «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Как и другие специалисты, Вайсблут рекомендует начинать обучение, когда у малыша появляется четкий режим и ритуал отхода ко сну. Он пропагандирует раннее укладывание на ночь — от 18 до 20 часов, так как в это время маленькие дети биологически расположены ко сну. Также вам надо будет избегать переутомления и четко следить за нормами бодрствования малыша. Например, если в возрасте 3 месяцев интервал между снами должен быть 80 – 90 минут, начинайте укладывать ребенка уже через час после просыпания. В остальном метод Вайсблута предельно прост: после сонного ритуала ребенка нужно положить в кроватку, пожелать ему спокойной ночи и выйти из комнаты. Но в отличие от других авторов, Вайсблут запрещает реагировать на плач ребенка. Поплакав несколько ночей подряд, малыш привыкнет оставаться в одиночестве и не будет просыпаться.

Конечно, выбор методики засыпания, как и другие аспекты воспитания, — ответственность родителей. Но по возможности все-таки стоит предпочесть мягкий способ укладывания и не оставлять малыша плакать одного. Это может нарушить его базовое доверие к миру и здоровую привязанность к родителям, а уверенность в любви мамы и папы — куда более важная потребность для ребенка, чем крепкий многочасовой сон.

Автор статьи Ольга Добровольская

Все еще сидите около малыша и не знаете, как сделать так, чтобы ребенок начал засыпать самостоятельно? В данной статье речь пойдет о методиках самостоятельного засыпания ребенка. Давайте начнем!

Прежде, чем говорить о том, КАК научить ребёнка засыпать самостоятельно, необходимо разобраться, ЧТО такое самостоятельное засыпание и с чем нам предстоит иметь дело.

Самостоятельное засыпание — это навык, который позволяет расслабиться и погрузиться в сон без помощи другого человека или действий, воспроизводимых в течение дня или ночи.

Стоит отметить, что у ребёнка, который не умеет засыпать самостоятельно, есть одна или несколько так называемых ассоциаций со сном. Они связаны:

  • с соской;
  • маминой грудью;
  • укачиванием;
  • похлопыванием по спинке и т.д.

Ребенок в этом случае не управляет процессами засыпания и поддержания сна, а полагается на взрослого, чтобы сон состоялся.

Методики самостоятельного засыпания

Существуют одобренные специалистами методики обучения самостоятельному засыпанию, которые можно условно разделить на четыре категории. Методики позволяют эффективно и безопасно справиться с наличием ассоциаций со сном у детей в возрасте после 4 месяцев от предполагаемой даты родов. К тому же они дают возможность научить детей засыпать и спать самостоятельно.

Рассмотрим группы методик по степени увеличения участия взрослого в момент погружения ребенка в сон.

Метод Спока или Метод исключения

Самый прямолинейный и быстрый способ. Тщательно подготовленный ребенок укладывается в кроватку, родители прощаются с ним до утра или до времени следующего кормления (в зависимости от возраста). При этом взаимодействие с ребенком во время его засыпания отсутствует полностью.

«Тщательно подготовленный ребенок» — это ребенок, у которого установлен правильный режим сна и бодрствования, отвечающий его физиологическим потребностям. Он понимает, что его кладут спать в установленное время и для этого создают оптимальные условия для засыпания — температуру (19-22°С), темноту, тишину.

Интервальная методика: метод Фербера или метод Эстивиля

Метод предусматривает взаимодействие родителя с ребёнком в виде коротких визитов через постоянно увеличивающиеся промежутки времени вплоть до засыпания. Такая методика является более продолжительной. По мнению родителей, это щадящий способ, в отличие от предыдущего метода исключения. Ведь родители могут проверить состояние ребёнка, показать своё присутствие, поддержать его.

Высиживание, метод стула или постепенных изменений, или метод Ким Вест

Такой способ является самым востребованным для родителей. Он предусматривает огромную поддержку со стороны взрослого, который сначала сидит вплотную к кроватке ребенка и помогает ему уснуть, а затем постепенно отодвигается в сторону выхода и в итоге уходит из комнаты. Такая методика занимает продолжительное время и требует кропотливой работы.

Методика «Обнял–положил» Трейси Хогг

Подходит для родителей, которые не могут остаться безучастными и предпочитают поддерживать малыша во время освоения нового навыка всеми доступными способами. Это самая постепенная и длительная методика, которая требует физических и моральных усилий со стороны родителей. Ведь малыша приходится доставать из кроватки для успокоения множество раз за укладывание. Однако метод достаточно эффективный при правильных действиях со стороны родителя.

Методика «Обнял–положил» Трейси Хогг заключается в достаточно медленном отказе от прежней ассоциации на сон, когда мама работает над ослаблением этой ассоциации, снижая для начала амплитуду качания. Далее ребенка кладут в кроватку, но при его негодовании снова берут на руки, успокаивают и вновь кладут обратно. Ребенок может часто проситься на руки, и повторять действия нужно будет много раз. Для получения первых результатов может потребоваться неделя и более, но при этом дает возможность контролировать негодования ребенка.

Действуют ли эти методики при засыпании ребенка?

Стоит учесть, что подготовка ребенка к самостоятельному засыпанию — достаточно важный этап. Ведь обретение любого навыка сопряжено с расходованием внутренних ресурсов организма. Потому и к обучению самостоятельного засыпания ребёнок должен быть подготовлен. В таком случае гигиена сна налажена, режим отточен и определенные ритуалы внедрены.

К сожалению, ни одна из методик не гарантирует отсутствие слёз, но при корректных и правильных действиях родителей прогресс обязательно будет. Родители должны быть полны решимости последовательно действовать в рамках методики, изучить и соблюдать все её детали, а самое главное — знать, зачем это нужно делать.

Было бы ошибочно утверждать, что самостоятельное засыпание ребёнка — это то, что необходимо каждой семье. Малыш может спать в разных условиях, и традиции народов мира это подтверждают. Если семью устраивает определенная методика засыпания ребёнка — можно ее придерживаться. Некоторые родители применяют тот или иной способ самостоятельного засыпания в угоду моде. Мы же рекомендуем придерживаться правильной и действующей методики для своего малыша.

Ссылки на литературу:

  1. Здоровый сон – счастливый ребенок / Марк Вайсблут; пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 613 с.
  2. Сон ребенка. Решение всех проблем / Ричард Фербер; Пер. с англ. – М.: Альпина нон‑фикшн, 2016.
  3. The sleep lady’s good night, sleep tight : gentle proven solutions to help your child go to sleep well and wake up happy / Kim West with Joanne Kenan — Rev. ed. 2010 Published by Vanguard press.
  4. Секреты высыпающейся мамы. О сне, кормлении и общении с малышом от рождения до детского сада / Трейси Хогг, Мелинда Блау; пер. с англ. О. Андриановой: Манн, Иванов и Фербер. — М.; 2015.

Многие современные родители сильно ориентированы на потребности ребёнка и стараются делать всё, чтобы малышу было комфортно. Например, мамы и папы готовы часами сидеть рядом с детской кроватью, если ребёнку страшно или он не может уснуть. Вместо того, чтобы тратить драгоценное вечернее время на бесконечные укладывания, попробуйте изменить сам процесс! Что делать, если ребёнок боится спать один и как научить его засыпать самостоятельно, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Давайте сразу договоримся, что речь пойдёт не о младенцах, а о детях старше 5 лет, у которых по разным причинам не получилось до этого возраста научиться регулярно самостоятельно засыпать в своей кровати, несмотря на то, что мама и папа изо всех сил успокаивают ребёнка словами и тщательно проверяют, не спрятался ли под кроватью какой-нибудь монстр.

Если ваш ребенок может уснуть только тогда, когда он крепко прижимается к вам, если он мгновенно открывает глаза, когда вы пытаетесь отползти на цыпочках или по-пластунски из комнаты, если ваши попытки использовать длинные рассуждения, чтобы заговорить страхи и выгнать привидений, ничего не приносят или приносят, но лишь на двадцать минут, если вы настаиваете на том, что ребёнок должен засыпать один, но это не помогает и приводит к конфликту, который заставляет всех потерять терпение, и вместо того, чтобы спать, все спорят и рыдают, если ваш ребёнок спит в вашей кровати и наотрез отказывается спать в своей или вам приходится спать у него в кровати и вы уже забыли, как это — спать отдельно, обязательно прочитайте этот текст.

Каприз или необходимость?

Многие мамы и папы не знают, стоит ли настаивать на том, чтобы ребёнок делал то, что он, кажется, сделать не готов. Мало кому хочется чувствовать себя жестокими родителями. Взрослые боятся травмировать ребёнка и обсуждают на форумах: разве не естественно, что дети спят со своими родителями столько, сколько им нужно? Зачем торопить события? Выйдет замуж/женится, тогда будет спать со своим мужем/женой. Это тоже путь. Но, возможно, вы уже начали беспокоиться о том, что происходит с вашим ребёнком, почему у него такая повышенная тревожность и откуда взялись эмоциональные проблемы, а также неуверенность в себе. Может быть, вы почувствовали, что проблема со сном разрушает вашу семейную жизнь, отнимая у родителей драгоценное вечернее время, когда столько всего можно успеть сделать для себя и для семьи, а возможно, она даже мешает отношениям между мужем и женой и вызывает интенсивный конфликт между родителями и ребёнком. В конце концов, может быть, вам просто совсем не нравится спать вместе с подросшим ребёнком, ведь ни вы, ни он не высыпаетесь нормально. Разве ребёнок не был бы более уверенным в себе, если бы мог преодолевать свою тревогу и научился бы успокаивать себя сам? Разве не все в семье чувствовали бы себя от этого лучше?

Мы хотим, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно, умели расслабляться, зная, что они в безопасности, могли обращаться за помощью, когда чувствуют себя плохо, но в то же время были способны успокаивать себя в ситуациях, когда родители обеспечили им все условия для этого. Мы хотим, чтобы наши дети понимали свои чувства, могли говорить, если что-то не так, и рассказывали о своих проблемах. В отношениях с детьми мы стремимся к балансу независимости и близости.
Когда речь идет о сне, мы желаем, чтобы они чувствовали себя хорошо. Мы, возможно, готовы поспать с ними рядом время от времени в самые тревожные ночи, но при этом изо всех сил мечтаем, чтобы все проводили ночи в своих кроватях на регулярной основе.

Почему дети не могут заснуть без мамы?

По мере того, как дети растут, их воображение совершенствуется, способность воспринимать потенциальные угрозы становится выше. Именно поэтому лучше бы научить ребёнка засыпать отдельно и самостоятельно до того, как воображение будет занимать у него в голове слишком много места. Подрастая и воображая, дети начинают думать о будущем. «А что, если…» — мышление развивается: «Что, если бандит попадет в дом? Что, если сова залетит в окно? А если на дом упадёт самолёт? А если я засну, а маму украдут?» Это может привести к тому, что ребёнок почувствует себя слишком уязвимым. Заснуть — значит, совсем потерять бдительность и остаться в беспомощном положении.

Возможно, проблема у ребёнка началась после того, как он посмотрел страшное кино, услышал ваши разговоры о бандитах — например, вы очень эмоционально говорили, что нельзя открывать дверь чужим. А может быть, это началось после вашей неожиданной командировки, когда у вас не получилось предупредить ребёнка об отъезде, или ребёнок в принципе всегда был беспокойным, плохо спящим и нуждался в родителе с тех пор, как он был малышом — и пока ещё у него не было опыта в том, чтобы справляться самому.

Биологически так устроено, что с рождения беспомощный детёныш должен искать защиты у родителей. Когда дети напуганы, они автоматически идут за утешением к маме. Рациональные тексты не работают, потому что ваш современный взрослый мозг разговаривает со сложным, но очень древним аппаратом обнаружения угроз в мозгу ребёнка. Его устройство очень понятное. Опасность рядом? Держись рядом с мамой и папой. Игнорировать эти страшные мысли? Нет никаких шансов. В течение бесчисленных поколений дети спали с родителями или очень близко. Дети с такой функцией выживали чаще, чем те, кто бродил один без родителей по лесу. Тревога защищает детей в опасных условиях. Неважно даже, если она в большинстве случаев является неправильной, заставляя детей цепляться за родителей, когда реальной опасности нет.

Зачем нужен навык самоуспокоения?

При наличии выбора испуганный ребёнок всегда будет держаться теплого безопасного родителя, а не полагаться на свои собственные ресурсы для спасения. Утешать, успокаивать себя — это умение, которым человек овладевает на основе последовательно приобретаемого опыта, а не потому, что ему долго что-то объясняли.
Как это происходит: ребёнок думает о страшном, ждёт страшного, но ничего плохого не происходит, беспокойство утихает, со времени он узнаёт, что короткое ожидание и расслабление — это хорошие стратегии. Если ребёнок не пытался ждать и потом успокаиваться, то у него не будет возможности узнать, что самоуспокоение работает. Бежать к маме или папе намного легче, чем ждать и успокаиваться самому. Дети, которым нужны родители, чтобы уснуть, научились перед сном полагаться только на них и не научились полагаться на себя.

Если ваш ребёнок не засыпает самостоятельно, то вовсе не обязательно у него глубокая психологическая проблема, тревожное расстройство или депрессия. Вполне возможно, что это отсутствие навыка самоуспокоения перед сном, но если проблемы с ребёнком значительно шире, чем проблема засыпания, то стоит показать его профильным специалистам.

Как помочь ребёнку научиться засыпать самостоятельно?

Выработайте ритуал, которого вы будете придерживаться перед сном. Процедура должна быть расслабляющей и завершать день. Продолжительность ритуала — от 20 до 30 минут. Регулярность и последовательность успокаивает детей. Обязательно выделите на это занятие достаточно времени, чтобы никто не чувствовал себя спешащим и напряженным. Обратите внимание, что ваш ребёнок делает обычно в течение дня, чтобы успокоить себя. Есть ли у него любимая игрушка или специальная подушка? Может быть, у него есть любимый способ пожелать спокойной ночи? Развивайте эти ритуалы и наслаждайтесь ими вместе с ним. Обратите внимание на ваш тон голоса, вы должны говорить в тёплых, успокаивающих тонах, чтобы создать расслабленное, позитивное настроение.

Важно, чтобы ваш ребёнок чувствовал, что его кровать — самое уютное и безопасное место в мире. Помогите ему развить положительные ассоциации со сном: поговорите о том, насколько хороша кровать, насколько теплыми или прохладными являются одеяла, все ли в комнате находится в нужном месте, может быть, придётся что-то немного улучшить, чтобы ребёнка это устраивало.

Выберите время отхода ко сну и строго придерживайтесь его, чтобы организм привык. Для детей 5−9 лет норма сна — от 9,5 до 11 часов, для ребят 10−12 лет — от 8,5 до 10 часов. Как узнать, что ребёнку этого времени для сна недостаточно? Если он очень устал и продолжает ворчать и капризничать через 10−15 минут после пробуждения, вероятно, ему требуется больше сна. Перед началом ритуала убедитесь, что все потребности удовлетворены: ребёнок попил, поел, воспользовался туалетом, иначе он будет вставать снова и снова, убеждая вас, что он голоден или хочет в туалет — от страха, чтобы оттянуть ваш уход. Проверьте, что у кровати стоит стакан воды, а любимая игрушка или подушка на месте.

Варианты ритуалов

Что может сделать ребёнок:

  • Подготовить одежду на завтра.

  • Подготовить рюкзак к школе. Важно: уважаемые родители, он сам это делает, а не вы! Можно заранее составить список, а затем проверить правильность выполнения, но не собирать портфель за ребёнка.

  • Принять теплую ванну (душ часто возбуждает, а не успокаивает).

  • Надеть пижаму.

  • Почистить зубы.

Что можете сделать вы:

  • Выделить время для беседы. Поговорите о чем-то приятном, что произошло сегодня, обсудите планы на завтра, особенно позитивные.

  • Прочитать историю вместе. Кстати, я бы этот пункт поставила в самое начало, чтобы торговля за то, сколько сказок и песен надо исполнить до сна, не омрачала сам процесс засыпания. Но это ваш ритуал, важно делать так, как вам кажется удобнее.

  • Обнять, поцеловать и пожелать спокойной ночи.

  • Следуйте этим же шагам каждую ночь. Занятия за 1−1,5 часа перед сном должны быть расслабляющими, а не стимулирующими. Избегайте ТВ и просмотра видео прямо перед сном, а также бега, активных игр, громких споров, гневных конфликтов, критики, жалоб и обсуждения проблем. Это время для отдыха и расслабления, а не для выяснения отношений.

Правила засыпания

Эти правила стоит обсудить всем вместе днём на семейной встрече.

Ребёнок входит в зону сна (свою комнату, часть комнаты) один. Укладывается в кровать, укрывается, устраивается так, как ему кажется удобным. Возле кровати есть небольшой ночник, который он может сам включить и выключить, не вставая с кровати. После этого он может позвать родителей поговорить и пожелать спокойной ночи. Родители выключают свет, могут немного посидеть при ночнике рядом с кроватью или на кровати ребёнка, но не лежать с ним. После того, как родитель пожелал спокойной ночи, он выходит из комнаты и сидит рядом с комнатой ребёнка некоторое время в течение несколько дней. Вариант: первое время сидит на кровати ребёнка. Сидит, но не лежит! Через несколько дней — находится в комнате ребёнка, но не на кровати. Далее — родитель примерно раз в 10 минут заглядывает в комнату ребёнка, чтобы показать, что он никуда не пропал, но не ведёт никаких длительных дискуссий. Может говорить какую-нибудь одну фразу вроде: «Спокойной ночи!», «Мы рядом!» успокаивающим голосом. Обычно через несколько дней ребёнок убеждается, что у него получается уснуть одному, и дальнейший процесс идёт легче.

Если ребёнок стал засыпать сам, но прибегает спать к вам посреди ночи, это значит, что он уже совершил серьёзное продвижение к самостоятельности, и вам важно это обсудить днём, но сообщить, что вы будете очень рады, если он научится справляться сам и ночью. После этого разговора вам нужно объяснить, что будет происходить, когда ребёнок будет прибегать ночью: я буду вставать и молча отводить тебя к твоей кровати. Я посижу немного рядом, потом пересяду подальше, когда ты понемногу начнёшь справляться сам.

Как работать со своими эмоциями

Мешать ребёнку научиться засыпать самостоятельно могут родительские эмоциональные потребности.

  • Родители хотят избежать беспокойства за ребенка: «Мне важно слышать, как он дышит!» Возможно, у вас есть травматический опыт, связанный с болезнями близких, его можно обсудить со специалистами, ребёнок не должен оставаться неуверенным в себе из-за тяжелого родительского опыта.

  • «Но спать вместе так естественно». Трудно быть твердым в установлении правил, если вы все ещё сами не определились в этой основной проблеме.

  • «Ребёнок спит со мной потому, что ему это нужно». Нужно, но только потому, что он не знает, как можно по-другому. Когда-то он не умел сам есть, ходить и говорить, а теперь умеет.

  • Родительская тревога. Родители могут беспокоиться о разлуке, одиночестве или о чём-нибудь ещё, а ребёнок под боком успокаивает их. Лучше поискать другие способы утешить себя.

  • Родители тоже нуждаются в любви. Вы так нуждаетесь в любви, что получаете ее от ребёнка, который находится в постели с вами? Почему нет? Но вы можете обниматься, когда ваш ребёнок не спит! Создайте моменты близости и любви, обнимашек и совместного валяния, читая вместе, обсуждая важные темы, получайте близость, готовя вместе еду, рисуя или играя. Не позволяйте своим эмоциональным потребностям отнимать у ребенка чувство безопасности и независимости.

  • Чувство вины. Чувствуете ли вы свою вину за то, что слишком мало времени проводите со своим ребенком из-за работы или других обязательств? Современным мамам трудно совмещать все свои обязанности, и не всегда удаётся понять, как лучше разделить своё время. Но если вы соглашаетесь на требования вашего ребёнка спать с вами как на способ восполнить пропущенную близость, вы на самом деле не помогаете ему в развитии. Просмотрите расписание и подумайте, какие изменения можно внести. Может быть, можно отменить какой-нибудь кружок, где чужие люди заняты вашим ребёнком, а не вы? Или немного подвинуть что-то у вас в графике? Даже небольшие изменения могут быть очень важными для вас обоих.

  • Избегание секса или эмоциональной близости с супругом. Иногда родители сознательно или бессознательно выставляют своего ребёнка как щит, защищающий их от нежелательных интимных отношений. Вы имеете право хотеть или не хотеть интима, но лучше найти безопасный способ поговорить со своим супругом о чувствах, вместо того, чтобы использовать ребёнка.

Совсем не обязательно, что у вас есть похожие эмоциональные проблемы, но если что-то из этого присутствует, то научить ребёнка засыпать самостоятельно намного сложнее, потому что бессознательно вы будете сопротивляться тому, чтобы это получилось. Поэтому со своими эмоциональными помехами лучше разобраться «на берегу», до того, как вы решили, что пора учить ребёнка спать отдельно.

Придерживайтесь плана

Чтобы закрепить навык, ребёнка можно награждать за успехи, поддерживая его старания. Придумайте приз за первую самостоятельную ночь, неделю самостоятельных ночей, месяц… Лучше всего, чтобы это было какое-то совместное с родителем мероприятие, которому ребёнок будет очень рад. Вы сами знаете, какое времяпрепровождение станет наградой для вашего ребёнка. А вот наказывать за срывы точно не стоит. Также лучше не повышать голос, потому что наказание, крики, раздражение создают ситуацию ещё большей небезопасности и… усиливают желание ребёнка спрятаться у вас под крылышком, даже если вы громко кричите: «Не подходи!»

Итак, чтобы научить ребёнка засыпать самостоятельно, вам нужно:

  1. Провести взрослую семейную встречу, чтобы обсудить проблему и то, как вы решите её вместе. Обязательно проговорите свои нереализованные эмоциональные потребности, которые могут помешать решению проблемы.

  2. Разработать здоровый режим сна и ритуал укладывания ко сну, который устоит взрослых членов семьи.

  3. Провести семейную встречу с ребёнком, обсудить с ним вместе проблему, объяснить, почему вы хотите научить его засыпать самостоятельно (потому что вы его любите и о нем заботитесь). Можно вместе составить правила процесса и описать последовательность действий, даже нарисовать картинки.

  4. Придерживаться выработанных правил до тех пор, пока они не станут восприниматься как нечто обыденное. Большинство детей откликаются на чёткие правила довольно быстро, потому что они… успокаивают!

  5. Наслаждаться успехом и гордиться собой и ребёнком.