Дальнобойщики переносчики коронавируса

Условная самоизоляция: как коронавирус затронул калининградских дальнобойщиков

После введения обязательной самоизоляции для всех, кто возвращается из «красной зоны» по распространению коронавируса, калининградские грузоперевозчики оказались в непонятной ситуации. Дальнобойщики, по сути, тоже попадали в «группу риска», но отстранение водителей от работы на две недели грозило бы существенными проблемами с поставками товаров. В пятницу, 27 марта, региональные власти опубликовали окончательные рекомендации для участников отрасли, которые занимаются международными перевозками. Корреспондент «Нового Калининграда» выяснял, как они изменят работу водителей и повлияют ли на сроки доставки товаров.

«Две недели — это два рейса в Москву»

О санитарных мерах для дальнобойщиков в Калининградской области начали задумываться в начале марта, когда для всех въезжающих в регион из-за рубежа ввели двухнедельный карантин. На перевозчиков это требование распространять не стали, но пообещали продумать «мероприятия по противоэпидемической безопасности». «Нужно просто предпринять специальные меры для того, чтобы контролировать состояние тех людей, которые перевозят грузы. Может быть, будет какая-то схема со сменой водителя после пересечения границы», — высказывал предположение губернатор Антон Алиханов.

18 марта Роспотребнадзор выпустил постановление, которое предписывает 14-дневную изоляцию для всех, кто возвращается в Россию из-за рубежа. Этот документ вызвал недоумение у транспортных компаний, водителям которых приходится пересекать государственные границы. Об исключениях для дальнобойщиков в нём ничего не говорилось, а отправлять сотрудников на двухнедельные «каникулы» значило бы понести весьма существенные убытки.

20 марта Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) направила обращение премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором указала, что ограничительные меры, принятые практически во всех зарубежных странах из-за коронавируса, значительно усложнили работу. «Из-за введения правительством Российской Федерации требования об изоляции на 14-дневный срок лиц, прибывших из-за рубежа, в том числе и водителей грузовых автомобилей 〈…〉, начала ощущаться нехватка водительских кадров. Одновременно с этим происходит закрытие на карантин консульских отделов посольств зарубежных стран на территории Российской Федерации, что не позволяет оформлять новые визы водительскому составу», — говорится в документе.

Для некоторых перевозчиков отправлять водителей на карантин означало бы фактически остановить работу. «Это очень убыточно. Если машина будет стоять две недели — это, грубо говоря, два рейса в Москву», — приводит пример один из калининградских участников отрасли.

Перевозчики просили Мишустина «отменить или существенно сократить срок обязательной самоизоляции» после возвращения водителей из зарубежных рейсов. После этого Роспотребнадзор выпустил разъяснения, в которых говорилось, что для дальнобойщиков сделали исключение. Однако Госсовет по противодействию распространению коронавируса всё же решил, что водители, работающие на калининградском направлении, обязаны самоизолироваться между рейсами.

В пятницу, 27 марта, это требование вошло в официальный перечень рекомендаций для грузоперевозчиков. В них уточняется, что работодатель должен обеспечить дальнобойщику соответствующие условия, то есть исключить проживание в гостинице, хостеле, общежитии и даже в собственной квартире, если в ней находятся члены семьи или родственники.

«Боимся нагнетания ситуации»

Срок обязательной самоизоляции, которую в транспортных компаниях начали вводить с прошлой недели, в документе не указан. По словам самих перевозчиков, он зависит от графика работы. «Самоизоляция длится от рейса к рейсу. То есть водитель приехал, растаможился, выгрузил товар, отправился на самоизоляцию, и как только рейс — он садится и выезжает», — поясняет руководитель калининградского филиала АСМАП Алексей Егоров.

В ассоциации утверждают, что водители отнеслись к требованию о самоизоляции «нормально». Но сами дальнобойщики говорят, что соблюдать такой режим удаётся с трудом. «Я, например, в среду разгрузился и вернулся ближе к обеду, а сегодня я уже гружусь. Сын у меня, который тоже работает в этой компании, вчера приехал — вчера и загрузился», — рассказывает водитель компании, которая занимается поставками продовольственных и других товаров. По его словам, каких-то специальных условий, которые позволяют обеспечить самоизоляцию, предприятие создавать не стало.

При этом если выяснится, что дальнобойщик нарушил требования, его могут поместить на двухнедельный карантин. В транспортных компаниях рекомендации властей оценивать не берутся, но очевидно, что карантин сделает невыгодной работу как для водителей, так и для предприятий.

«Допустим, водитель получает за рейс 35-40 тысяч рублей. В месяц он делает минимум два рейса, то есть зарабатывает 80 тысяч, а при условии карантина сделает только один и получит в два раза меньше. Водителю невыгодно сидеть на таком карантине, тем более что в основном у всех дальнобойщиков работа сдельная. И сами транспортные предприятия будут нести убытки из-за простоя машин», — поясняет один из представителей отрасли.

Глава комитета по транспорту и таможенной политике КТПП, вице-президент компании «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк говорит, что для водителей периодически проводят тесты на заражение коронавирусом. Если результат отрицательный и дальнобойщик выполняет все необходимые условия, он продолжает работать. «Кто не выполняет или чувствует себя, может быть, неуверенно, он вправе выйти на больничный по рекомендации врачей. Но карантин не применяется, потому что он не инфицирован», — указывает Степанюк.

По его мнению, требование по самоизоляции водителей существенно не повлияет на поставки товаров в регион при отсутствии «злоупотреблений со стороны исполнителей» и паники, связанной с распространением инфекции. «Если будет нагнетание ситуации, то последует более частый отказ водителей. Вот этого мы боимся — чтобы не остановился транспорт. Поэтому ведём профилактическую работу с водителям, поясняем, защищаем, беспокоимся. Это их успокаивает, и они идут в рейс», — говорит Леонид Степанюк.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Приморские дальнобойщики рассказали, как зарабатывают на коронавирусе

Как рассказал нам председатель профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» Петр Куприянов, водители гораздо больше боятся остаться без средств к существованию. «У каждого из водителей есть семья и дети. Их нужно кормить» — говорит он. Поэтому недостатка в тех, кто готов сесть за руль и отправиться в Китай за продовольствием, нет. Напротив, в кои-то веки появится возможность заработать.

По словам Куприянова, 1 января 2019 года между Китаем и Россией было подписано соглашение, на основании которого в Приморье «зашли» китайские транспортные компании. Они демпинговали. В результате местные перевозчики стали терять заказы и клиентов. И, если прежде товары с китайской стороны завозили китайцы, а российские транспортные компании возили в Китай местную продукцию, те же лесоматериалы, к примеру, то с 2019-го китайские перевозчики начали прибирать и эти заказы к рукам. Местные же транспортники стали банкротиться. Сейчас въезд китайских фур на территорию России запрещен, соответственно, у наших появился шанс «отбить потери».

«Боятся ли чего-то водители — не скажу. Но народ голодный — народ злой. У нас огромная утечка людей из региона именно из-за отсутствия работы и из-за того, что у нас тут происходит». — продолжает Куприянов. По его словам, китайские перевозчики чувствуют себя в Приморье вольготно. Если его за нарушение останавливает сотрудник ГИБДД, водитель из Китая срочно требует переводчика — «моя твоя не понимай». Переводчика нет, сразу уезжает. Наших же водителей без всяких переводчиков на китайской стороне штрафуют по любому поводу. Плюс — огромные бюрократические препоны со стороны приморских властей. Чтобы получить лицензию на вывоз товаров, надо ждать не менее месяца. С такими сроками согласования кто угодно разорится.

Кстати, председателя профсоюза говорит, что продовольственный дефицит в Приморье — скорее надуманный, чем реальный. Мяса, хлеба, молока — своего хватает. А на овощи, по его данным, местные производители цены не повышали. Это уже розничные сети решили воспользоваться ситуацией и взять свою маржу.. Сейчас этим вопросом занимается приморская прокуратура.

И все же, каково водителям, которые сейчас готовятся к выезду в Китай? С этим вопросом мы обратились непосредственно к представителям одной транспортной компании, занимающейся перевозками в Поднебесную. «Как готовятся к выезду? Да все по-русски: нужно — сели и поехали. Захочет водитель -возьмет с собой маску, не захочет — не возьмет» — говорит представитель фирмы. Компания работает с наемными транспортными средствами, так что отследить, с какой защитой водитель отправился в Китай, не представляется возможным. Однако, как уверяют в компании, эти поездки — вполне безопасны. Потому что фуры не заезжают вглубь Китая, а забирают товар в терминалах приграничных городов, в которых вируса пока нет.

Единственная проблема сейчас в том, что китайские «экспортерщики» — сотрудники, которые занимаются оформлением товара на вывоз, сейчас не ходят на работу. Поэтому велика вероятность, что наши фуры приедут к терминалу, но загрузиться продовольствием не смогут. На обратном же пути, при пересечении российской границы, их ждет строгий санитарный контроль — со взятием проб и санитарной обработкой. Было бы, что везти.

Смотрите фоторепортаж по теме: Кадры эпидемии коронавируса в Ухане поразили трагизмом31 фото

Больше ста российских дальнобойщиков застряли в Европе из-за коронавируса

Больше ста российских дальнобойщиков не могут покинуть Италию из-за проблем с пропуском на границе со Словенией. Об этом сообщает “Лента.ру”.

Издание пишет, что Словения запретила въезд автотранспорта, кроме машин с их госномерами. Выезжающие из Италии дальнобойщики не могут покинуть страну. На границе скопилось более 100 фур из Брянской области, также есть машины из Смоленской и Московской областей. Люди жалуются, что им не создали условий ожидания: нет еды и туалета.

С проблемами выезда из Италии столкнулся и один из калининградских дальнобойщиков. Об этом “Клопс” сообщил вице-президент компании “ДСВ Транспорт” Леонид Степанюк.

“Венгрия закрыла границы. Но никто не запрещает выехать из Италии например через Австрию. Калининградский один водитель с этим столкнулся, ждёт попутный дозвол и сможет вернуться через Австрию в Калининград”, — отметил Степанюк.

По его словам, нашим дальнобойщикам выдают дозволы для проезда сразу через несколько стран: Италия — Венгрия — Чехия и так далее. У кого из водителей нет таких разрешений, а они уже в пути, им пытаются их передать коллеги для проезда через Австрию.

По словам перевозчика, все планируемые машины из Калининграда отправляются.

“Договорились с грузоотправителем, что будем забирать товары не из Германии, а из других стран. В любом случае, жёстких запретов нет, а мы выполняем инструкции Роспотребнадзора, снабжаем защитными средствами, обеспечиваем безопасность. Изыскиваем возможность их смены по прибытию, перегрузку через те страны, которые находятся в красной зоне”, — пояснил Степанюк.

По последним данным, число заражённых коронавирусом в Италии составляет 24,7 тысячи человек. Свыше 1,8 тысячи скончались, ещё 2,3 тысячи выздоровели. В Словении заражены 219 человек, умер один.

Белорусские дальнобойщики прорвались через закрытые границы домой

Коронавирус стал настоящим бедствием. Границы закрыты: если не белорусские, то для белорусов, многие страны уже объявили чрезвычайное положение, напряжение возрастает с каждым днем. Можно только посочувствовать нашим соотечественникам, которые в этой ситуации оказались за рубежом и отчаянно пытаются найти любую возможность вернуться домой. Так четверо белорусских дальнобойщиков застряли в Германии: польская граница закрыта, пути нет.

Долгая дорога домой

  • Работа за границей
  • Кордон
  • Варианты спасения
  • Гостиницы, придорожные магазины
  • Утро. Новый план
  • Комментарий МИД
  • Дополнено. Они добрались

Работа за границей

Их четверо сейчас: Павел, Владимир, Сергей, Дмитрий. С ними двое коллег-дальнобойщиков из Украины. Каждый отработал в Европе не один месяц, каждый очень хочет домой.

Павел рассказал корреспонденту Onliner, что работать уехал еще в самом начале января. Тревожные новости в то время приходили только из Китая, в Европе было относительно спокойно. Затем несколько месяцев работы. Дальнобойщики проезжали тысячи и тысячи километров, выполняя свою работу, а новый вирус уже проник в Старый Свет.

— Я был и в Италии, когда там обстановка уже ухудшилась. Трудно сказать, какие меры они там принимали: на одну фирму приезжаешь — все в масках, перчатках, из кабины не выпускают, говорят об угрозе вируса, сами все выгружают-загружают. Прибываешь в другую компанию — там ничего особенного не происходит, все без масок.

В прошлую субботу, 14 марта, наших дальнобойщиков во Франции сменили коллеги. Они уехали на грузовиках работать дальше, а шесть человек — четверо белорусов и двое украинцев — сели в микроавтобус и направились в сторону дома. Прежде еще нужно было заехать в Литву, в офис работодателя: сдать отчеты о проделанной работе, получить расчет.

Кордон

— Мы поехали через Бельгию, Голландию, Германию в направлении Литвы. В 5 утра в воскресенье были на границе Германии и Польши, — рассказал корреспонденту Onliner Павел.

На границе ситуация сложная. С немецкой и с польской стороны за порядком следит полиция. Выстроилась многочасовая очередь из тех, кто хотел пересечь границу.

— Теперь на каждом переходе стоит полиция с обеих сторон, медицинский персонал в химзащите, палатки. Измеряют температуру у всех. Тем, кого пропускают, дают анкеты заполнять: там личные данные, конечный адрес — все, чтобы с человеком можно было связаться в случае необходимости.

Несколько часов в очереди — и шокирующая новость: въезд в Польшу гражданам Беларуси и Украины запрещен, граница закрыта.

— Своих они пропускают, грузовики через границу тоже идут, но в основном опять же польские. А нам нет и все! Мы спрашиваем, как быть, а поляки пожимают плечами, мол, это не их ответственность, они выполняют приказ. И повторяют: граница закрыта.

Дальнобойщики, было дело, свернули с широкой трассы на второстепенные и даже лесные дороги, надеясь, что где-то можно будет проехать.

— Куда там! Везде вдоль границы стоят военные: не немцы — поляки. Офицер и двое солдат с автоматами. В общем, поехали мы обратно.

В офисе компании, на которую работают белорусы, им не могли сказать ничего толкового. Вроде бы был коридор, через который пропускали всех тех, кому нужно было проследовать транзитом через польскую территорию. Но нужно было знать, в какой пункт пропуска и к какому времени приезжать.

— Мы позвонили на фирму, и руководство сказало нам, что они решат проблему. После обеда нам перезвонил менеджер, сказал снова ехать на границу. Результат оказался тот же. В итоге мы два раза за день отстояли в очереди по 5 часов понапрасну. На следующий день в 5 утра мы приехали на другую границу (там ночью пропустили одну нашу машину), отстояли 8 часов в пробке, и нас развернули.

Так дальнобойщики и колесили без толку вдоль немецко-польской границы, теряя время в очередях только для того, чтобы Польша развернула их, отказав во въезде.

Варианты спасения

Раз граница по земле была закрыта, белорусам и украинцам приходилось искать другие варианты, как добраться до дома. Таких вариантов было два: паром или самолет.

— На паром, к сожалению, билетов уже не было. Много людей в Европе в одночасье оказались в такой же ситуации, что и мы, все билеты очень быстро разобрали, — констатирует Павел.

Оставалось авиасообщение, которое между Германией и Беларусью еще не прекращено.

— В этом случае мы бы, конечно, не добрались до Литвы, не сдали бы отчеты, не понятно, как получить деньги. Микроавтобус пришлось бы оставить в Германии, по сути, самовольно. Но ладно с деньгами — все можно было бы решить потом, выслать отчеты по почте, в конце концов. Главное было вернуться домой.

Пытаясь отыскать свободные билеты на любые рейсы в Беларусь, дальнобойщики ехали в Берлин.

— Цены на билеты на самолет выросли за сутки в 3 раза: вчера были 133 евро, сегодня уже 500. Но мы рассматривали все варианты, даже с учетом того, что покупать пришлось бы за свой счет. При этом в Украину билетов уже нет.

Вариант с перелетом в Беларусь в итоге тоже сорвался.

Гостиницы, придорожные магазины

Литовская фирма не могла вернуть своих сотрудников домой, но, по крайней мере, их не бросали на произвол судьбы. Две ночи дальнобойщики провели в гостиницах, стоимость которых компенсировал работодатель.

— Еду покупаем в придорожных магазинах или на заправках. Не сказать, что в Германии чувствуется паника либо что-то такое, в тех магазинах, где мы бываем, продукты есть. Хотя рассказывают, что в городах, в гипермаркетах многое сметают с полок. В такие магазины толпы уже не пускают: охрана разрешает пройти только 10—15 покупателям одновременно, чтобы не создавались очереди. Но это в городах, мы таких проблем не ощутили, — рассказал Павел.

В понедельник вечером, после совещания с представителями фирмы, было решено ехать в гостиницу. В четверг дальнобойщикам пообещали билеты на паром.

— Четверо суток не спал нормально, люди уже на пределе, заводятся с пол-оборота. Нервы сдают.

Хорошо еще есть связь с домом через интернет. Близкие в Полоцке, Гомеле, Ивье, Солигорске переживают и ждут.

Утро. Новый план

Сегодня рано утром дальнобойщики получили новую вводную: билеты на паром отменяются, но есть шанс прорваться через границу — поезжайте в пункт пропуска.

— Позвонили и сказали ехать на границу. 20 км очередь. До сих пор толкаемся. Фирма уже третьи сутки говорит о каком-то литовско-польском договоре, жаль только, на границе об этом договоре ничего не знают, — говорит Павел.

Водители параллельно пытались дозвониться во все инстанции, где могли бы оказать помощь.

— Везде отвечают, что ничего не могут сделать.

Во время подготовки этой публикации мы получили известие от Павла: микроавтобус с белорусами пропустили в Польшу и теперь под конвоем ведут через страну в направлении литовской границы. В любом случае это хорошая новость. Если водителей впустят в Литву, они смогут закончить необходимые дела и затем вернуться в Беларусь. В самом крайнем случае, если на границе возникнут непредвиденные проблемы, у Польши есть общая граница с Беларусью — это путь домой.

Onliner продолжает следить за долгим путешествием наших дальнобойщиков, которые многие месяцы, с начала года, не были со своими родными.

Комментарий МИД

Вчера Министерство иностранных дел Беларуси опубликовало заявление в связи c дополнительными ограничениями в сопредельных странах ввиду распространения вирусной инфекции COVID-19.

«По сути белорусы, находящиеся сегодня за рубежом, оказываются практически отрезанными от возможности вернуться на родину транзитом через многие страны.

Все случаи отслеживаются МИД и загранучреждениями Республики Беларусь в круглосуточном режиме. Активно оказывается содействие в поиске альтернативных маршрутов по возвращению на родину. Организуются дополнительные наземные пути доставки, соответствующие авиарейсы ОАО „Белавиа“ в случае необходимости осуществляются более вместительным авиатранспортом, реализуются другие мероприятия», — сообщили в МИД.

В связи с текущим развитием ситуации гражданам Беларуси рекомендуют воздержаться в данный период от зарубежных поездок.

«Обращаем внимание белорусских граждан, оказавшихся на территории иностранных государств, которые ввели ограничительные меры, приостановили авиа- железнодорожное и/или автомобильное сообщение, на необходимость обращения за содействием в поиске альтернативных вариантов возвращения в Беларусь к представителям туркомпаний (в случае туристических поездок) и в загранучреждения Республики Беларусь по телефонам экстренной связи.

В соответствии с решением мобильного оператора life:) звонки абонентов, в том числе в роуминге, на экстренные номера белорусских загранучреждений (исключительно из данного списка) будут бесплатными в этот период (подробнее см. ).

Граждан, имеющих неотложную необходимость для выезда за рубеж, просим получать подробную информацию о характере и сроках действующих ограничений в соответствующих дипломатических представительствах или консульских учреждениях этих стран».

Дополнено. Они добрались

Павел сообщил, что вчера утром он наконец добрался домой.

— Дальше все шло как по маслу, — отметил он и выразил надежду на то, что и остальные водители смогут благополучно вернуться домой.

Коронавирус: первые симптомы и рекомендации по профилактике

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!