Безусловные и условные рефлексы

Тест Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Безусловные рефлексы человека и животных обеспечивают:

  1. приспособление организма к постоянным условиям среды,

  2. приспособление организма к меняющемуся внешнему миру,

  3. освоение организмом новых двигательных умений,

  4. различение животными команд дрессировщика.

А2. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в:

  1. коре больших полушарий,

  2. продолговатом мозге,

  3. мозжечке,

  4. среднем мозге.

А3. Реакция человека на зелёный цвет светофора– это рефлекс:

  1. врождённый,

  2. приобретённый,

  3. безусловный,

  4. наследуемый.

А4. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс:

  1. условный,

  2. безусловный,

  3. защитный,

  4. ориентировочный.

А5. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это:

  1. безусловное торможение,

  2. условное торможение,

  3. рассудочное действие,

  4. осознанный поступок.

А6. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель:

  1. постоянно подкрепляется безусловным раздражителем,

  2. нерегулярно подкрепляется безусловным раздражителем,

  3. не подкрепляется безусловным раздражителем,

  4. подкрепляется безусловным раздражителем через большие промежутки времени.

А7. Человек, в отличие от животных, услышав знакомое слово, воспринимает:

  1. тональность звуков,

  2. направление слуховой волны,

  3. интенсивность звукового сигнала,

  4. его смысл.

А8. Плачущему малышу дали в руки игрушку, которая зазвенела. Ребёнок перестал плакать в результате:

  1. безусловного рефлекса,

  2. рассудочной деятельности,

  3. процесса возбуждения,

  4. процесса торможения.

А9. Ребёнок, который в первые годы жизни был изолирован от человеческого общества:

  1. может научиться говорить, но не ходить на двух ногах,

  2. не очень сильно отличается от обычного ребёнка того же возраста,

  3. не способен полноценно освоить речь и «человеческое» поведение,

  4. продолжает вести себя как младенец на первых месяцах жизни.

А10. Способность ребёнка к обучению речи в первую очередь связана с:

  1. его расовой принадлежностью,

  2. качеством питания,

  3. индивидуальными особенностями строения голосовых связок,

  4. постоянным голосовым контактом с матерью.

А11. Обезьяна может использовать палку, чтобы достать плод, который находится вне клетки, так как обладает:

  1. безусловными пищевыми рефлексами,

  2. условными пищевыми рефлексами,

  3. ориентировочными рефлексами,

  4. рассудочной деятельностью.

А12. Внешнее торможение возникает:

  1. при действии внешних сильных новых очагов возбуждения,

  2. при постепенном угасании существующего условного рефлекса,

  3. вне зависимости от действия внешнего раздражителя,

  4. по истечении определённого времени для всех условных рефлексов.

А13. Формирование высшей нервной деятельности у позвоночных животных преимущественно связано с развитием:

  1. продолговатого мозга,

  2. мозжечка,

  3. среднего мозга,

  4. коры мозга.

А14. Основной признак безусловных рефлексов:

  1. индивидуальные,

  2. кратковременные,

  3. наследственные,

  4. приобретённые.

А15. Эмоциональные реакции у животных наиболее отчётливо проявляются при раздражении:

  1. продолговатого мозга,

  2. среднего мозга,

  3. промежуточного мозга,

  4. мозжечка.

Задания с выбором нескольких правильных ответов.

В1. На звонок с урока:

А) реагирую дети любого возраста одинаково,

Б) сходно реагируют дети школьного возраста,

В) приобретается рефлекс в процессе жизни,

Г) рефлекс передаётся по наследству,

Д) рефлекс является врождённым,

Е) рефлекс не передаётся по наследству.

В2. Реакция ребёнка на бутылочку с питательной смесью – это пример рефлекса:

А) врождённого,

Б) приобретённого в течение жизни,

В) имеющегося у всех грудных детей,

Г) имеющегося у детей с искусственным или смешанным вскармливанием,

Д) передающегося по наследству,

Е) не передающегося по наследству.

В3. Признаки, характеризующие специфическую высшую нервную деятельность человека.

А) реализуются безусловные рефлексы,

Б) способность к абстрактному мышлению,

В) способность к обучению,

Г) речь,

Д) общение знаками, символами, понятиями,

Е) сформированное условно-рефлекторное поведение.

Задания на установление соответствия.

В4. Установите соответствие между признаком рефлекса и его типом.

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСОВ ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

  1. передаются по наследству, А) условные,

  2. не передаются по наследству, Б) безусловные.

  3. приобретаются в течение жизни,

  4. врождённые,

  5. характерны для всех особей вида,

  6. индивидуальны для каждой особи.

В5. Установите соответствие между характеристикой торможения условных рефлексов и его типом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРМОЖЕНИЯ ТИПЫ ТОРМОЖЕНИЯ

  1. условный рефлекс медленно угасает, А) внешнее,

  2. в коре больших полушарий возникает новый Б) внутреннее.

очаг возбуждения,

  1. условный раздражитель не подкрепляется безусловным,

  2. временная нервная связь в коре больших полушарий сохраняется.

В6. Установите соответствие между физиологическими эффектами и фазами сна.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ФАЗЫ СНА

  1. учащение дыхания, А) парадоксальный сон,

  2. быстроволновая электрическая активность мозга, Б) медленный сон.

  3. падение ЧСС,

  4. релаксация мышц,

  5. сновидения,

  6. активное сокращение мимической мускулатуры.

Задание на установление правильной последовательности.

В7. Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок.

А) слуховой центр коры мозга,

Б) чувствительный нейрон,

В) рецепторы слуха,

Г) временная связь,

Д) центр слюноотделения,

Е) слюнные железы,

Ж) двигательный нейрон.

В8. Установите правильную последовательность прохождения нервным импульсом звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса.

А) центр слюноотделения,

Б) чувствительный нейрон,

В) временная связь,

Г) зрительный центр,

Д) слюнные железы,

Е) рецепторы глаза,

Ж) двигательный нейрон,

З) подкорковые образования.

Задания со свободным ответом.

С1. Какова роль условных рефлексов в жизни животного?

С2. Почему человек в своём доме безошибочно находит выключатель, а в чужом некоторое время ищет его, даже если уже бывал там не один раз?

Ответы к заданиям части А

ответ

ответ

Ответы к заданиям части В с выбором нескольких верных ответов

№ задания

ответ

БВЕ

БГЕ

БГД

Ответы к заданиям части В на установление соответствия

№ задания

ответ

БААББА

БАБА

ААББАА

Ответы к заданиям части В на определение последовательности

№ задания

ответ

ВБАГДЖЕ

ЕБЗГВАЖД

Ответы к заданиям части С

С1. Осуществляется приспособление организма к конкретным условиям существования.

Цели

  • Образовательные: продолжить изучение высшей нервной деятельности, ознакомиться с работами отечественных ученых в изучении ВНД, изучить особенности условных и безусловных рефлексов.
  • Развивающие: продолжить развивать аналитическое мышление и умение работать с литературными источниками.
  • Воспитательные: воспитание патриотических чувств, расширение кругозора учащихся.

Задачи

1. Определить типы рефлексов и их отличия.
2. Изучить роль отечественных ученых в исследованиях высшей нервной деятельности
3. Изучить схему образования условных рефлексов.
4. Рассмотреть понятие доминанты, торможения и возбуждения.

Термины и понятия

  • Нервная деятельность – это процессы, которые происходят в высших отделах центральной нервной системы животных и человека.
  • Рефлекс – элементарная единица нервного действия, характерна только многоклеточным организмам.
  • Безусловный рефлекс – рефлекс, который вступает в действие при действии определенного раздражителя на организм, передавшийся генетически.
  • Условный рефлекс – рефлекторная реакция на тот или иной раздражитель выработанная в процессе жизнедеятельности отдельным индивидом.
  • Доминанта – это очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий готовность организма к определенной деятельности в данный момент.

Актуализация знаний

Сегодня Вы начнете изучать новую для Вас тему. Но для начала, давайте проверим, насколько хорошо Вы усвоили предыдущие темы.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое нервная система?
2. Что такое нерв?
3. Из чего состоит нервная клетка?
Вспомнить особенности работы нервной системы Вы можете с помощью следующего видеоролика

Видео YouTube

Согласны ли Вы с утверждением:
1. Головной мозг отвечает за все реакции организма на внешние и внутренние раздражители.
2. Нервная система не влияет на формирование поведения человека во внешней среде.
3. В состав чувствительного анализатора не входят нервные клетки.

Изучение нового материала

Высшая нервная деятельность – это те процессы, которые происходят в мозгу человека и животных и объясняют их поведение и внутренние реакции на различные типы раздражителей. Высшая нервная деятельность напрямую зависит от работы нервной системы организма. На рисунке 1 Вы можете увидеть анатомию нервной системы человека.

Рис 1 Нервная система человека

Составляют высшую нервную деятельность условные и безусловные рефлексы, а также из нервных процессов – торможения и возбуждения.
Подумайте, что такое безусловные рефлексы?
Ответ на этот вопрос Вам поможет найти следующее видео

На рисунке 2 Вы можете увидеть схему работы типичного безусловного рефлекса – коленного.

Рис 2 Коленный безусловный рефлекс
Условные рефлексы отличаются от безусловных тем, что их человек (или животное) не получили при рождении, а обрели в процессе жизненного опыта. Условные рефлексы являются индивидуальными для каждого организма. Обычно они образуются при регулярном действии раздражителя на организм. Типичным примером образования условных рефлексов является езда на велосипеде. В процессе обучения езде организм вырабатывает новые навыки, которые со временем запоминаются. Однажды освоив этот транспорт, даже спустя время, разучиться ездить не возможно, так как в подкорке головного мозга уже выработался условный рефлекс.
Среди наших соотечественников известен целый ряд ученых, которые занимались изучением рефлексов и высшей нервной деятельности в целом. Среди тех, кто сделал наибольший вклад в развитие науки, мы можем отметить следующие имена – Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский.

Посмотрите на рисунок 3, на нем изображен И.М. Сеченов – великий русский ученый открывший явление торможения в высшей нервной системе. Именно этот человек доказал, что головной мозг усиливает и тормозит рефлексы организма в тот или иной момент при воздействии определенных раздражителей.

Рис. 3. Портрет И.М. Сеченова
И.П. Павлов, также русский ученый, стал известным на весь мир, благодаря свои трудам, посвященным изучению рефлексов, в частности – условных. Известен ли Вам главный эксперимент Павлова, ориентированный на выработку условного рефлекса у собак.

Следующее видео покажет Вам, в чем же суть Павловского учения:

На рисунке 4 изображена схема образования условного рефлекса по Павловскому учению.


Рис 4. схема образования условного рефлекса
Кроме того, Иван Петрович Павлов доказал, что торможение (открытое Сеченовым) может быть разных видов – врожденным и приобретенным, отрицательным и положительным.

За великий вклад в развитие науки во многих городах мира установлены памятники этому великому исследовании. На рисунке 5 Вы увидите памятник И.П. Павлова возле Московского государственного университета.

Рис. 5 Памятник И.П. Павлову возле МГУ
Не менее важное открытие в физиологии человека сделал Алексей Алексеевич Ухтомский. Он выделил в высшей нервной системе доминанту, которая формирует в мозгу посылы о потребности организма. Например, чувство жажды – это своеобразный сигнал сформированный доминантой в мозгу, который предупреждает об истощении запасов воды.

Интересно знать, что…

1. У новорожденных, в первые минуты жизни, хорошо развиты безусловные рефлексы. Одним из них является рефлекс Робинсона.
Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок захватывает предмет или палец врача так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за палец поднять вверх.
2. Психическая зависимость от наркотических веществ формируется также благодаря возникновению условных рефлексов (организм «запоминает» приятные ощущения, возникшие при потреблении того или иного наркотического вещества).

Закрепление знаний

1. Назовите отечественных ученых, которые сделали весомый вклад в дело изучения высшей нервной деятельности.
2. Выполните тестовое задание:
1. И.П. Павлов изучал:
а) рефлексы
б) нервные клетки
в) спинной мозг
2. Доминанту открыл:
а) Сеченов И.М.
б) Ухтинский А.А.
в) Павлов И.П.
3. условные рефлексы характеризуются:
а) генетической передачей
б) кратковременностью
в) возникновением в результате периодического повторения действия раздражителя.
4. За чувство голода, жажды, холода в организме отвечает:
а) доминанта
б) безусловные рефлексы
в) условные рефлексы

6.2. Условные и безусловные рефлексы. И.П. Павлов

Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные представителям данного вида организмов. К безусловным относят зрачковый, коленный, ахиллов и другие рефлексы. Некоторые безусловные рефлексы осуществляются только в определенном возрасте, например в период размножения, и при нормальном развитии нервной системы. К таким рефлексам относят сосательные и двигательные, которые есть уже у 18-недельного плода.

Безусловные рефлексы являются основой выработки условных рефлексов у животных и человека. У детей по мере взросления они переходят в синтетические комплексы рефлексов, увеличивающих приспособляемость организма к условиям внешней среды.

Условные рефлексы – приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными. Они возникают у одного или нескольких представителей вида, которые были подвергнуты обучению (дрессировке) или воздействию среды. Выработка условных рефлексов происходит постепенно, при наличии определенных условий среды, например повторяемости условного раздражителя. Если условия выработки рефлексов постоянны из поколения в поколение, то условные рефлексы могут стать безусловными и наследоваться в ряду поколений. Примером такого рефлекса может служить раскрывание клюва слепыми и неоперившимися птенцами в ответ на сотрясение гнезда птицей, прилетающей их кормить.

Проведенные И.П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро– или интерорецепторов. Для образования их необходимы следующие условия:

а) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно быть раньше действия безусловного раздражителя (для оборонительного двигательного рефлекса минимальная разница во времени равна 0,1 с). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает;

б) действие условного раздражителя в течение какого-то времени должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным. Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно.

Кроме того, обязательным условием выработки условного рефлекса является нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. Иначе, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный рефлекс, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.).

Механизм образования условного рефлекса. Действующий условный раздражитель всегда вызывает слабый очаг возбуждения в соответствующей зоне мозговой коры. Присоединившийся безусловный раздражитель создает в соответствующих подкорковых ядрах и участке коры больших полушарий второй, более сильный очаг возбуждения, который отвлекает на себя импульсы первого (условного), более слабого раздражителя. В итоге между очагами возбуждения коры больших полушарий возникает временная связь, при каждом повторении (т. е. подкреплении) эта связь становится более прочной. Условный раздражитель превращается в сигнал условного рефлекса.

Чтобы выработать условный рефлекс у человека, применяют секреторную, мигательную или двигательную методики с речевым подкреплением; у животных – секреторную и двигательную методики с пищевым подкреплением.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.

Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.

Классификация условных рефлексов. В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.

Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >