Без глютена отзывы

ЖеЖ

Третья часть беседы телеканала Царьград с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном (Шевкуновым), автором православного бестселлера «Несвятые святые», главой Псковской митрополии и Патриаршего совета по культуре.
В сегодняшней, третьей части нашей беседы владыка Тихон рассказывает о том, допустимо ли изображение Сталина в храме, о возможности преодоления разделения русских на красных и белых, ситуации с возрождением святынь возглавляемой им Псковской митрополии и об одном удивительном пророчестве-предостережении псково-печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Первую часть интервью можно прочесть . Вторую – .
Сталин, «Патриот» и точка в гражданской войне
«Царьград»: Владыка, к сожалению, сегодня всё чаще православных пытаются столкнуть друг с другом. Недавний случай. Парк «Патриот». Фактически уже возведён главный военный храм. И среди храмовых изображений была историческая фреска с изображением Сталина. Начался шум, что Церковь занимается апологией Сталина.
Мы ровно 13 лет назад воссоединились с Русской Зарубежной Церковью, известно, как много Вы для этого сделали. В прошлом году воссоединились с Западноевропейской Архиепископией, тоже эмигрантской частью нашей Церкви. Но до сих пор православных людей пытаются разделить на белых и красных. Вы, конечно же, следили за ситуацией с храмом в парке «Патриот», и как бы всё это прокомментировали? Как можно прекратить эту гражданскую войну столетней давности?
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мозги включать иногда. Вот именно для того, чтобы прекратить гражданскую войну, и многие другие проблемы, иногда включать мозги. При всём понимании, что Сталин – великий государственный деятель (никто этого, думаю, не отрицает, как и того, что Диоклетиан был великим римским государственным деятелем), его изображение в храме совершенно неуместно. В литургическом пространстве оно совершенно неуместно.
Как и изображение Владимира Владимировича Путина. Я когда это увидел, был абсолютно убеждён, что он отреагирует просто как опешивший человек. Собственно говоря, так примерно и получилось. В общем, повторюсь, надо мозги включать. И тогда меньше будет проблем… В другом месте – пожалуйста, есть историческая часть . Там есть музеи. Но в литургическом-то пространстве зачем всё это делать?
Ц.: Ну а можно ли всё-таки поставить точку в той гражданской войне?
Владыка Тихон: Думаю, что очень нескоро. Вот, американцы до сих пор не могут поставить точку в своей гражданской войне полторы сотни лет. Поэтому не думаю. Тем более, когда вдруг находятся люди, которые говорят о том, что поставить точку – это значит, примирить. Но как можно примирить Троцкого и Деникина, Ленина и Государя?
Помните, у Достоевского в «Братьях Карамазовых», когда Иван обращается к Алёше и рассказывает историю, как помещик затравил собаками ребёнка на глазах у матери, и говорит: «Как может примириться эта мать с этим зверем-помещиком?» Только в Царствии Небесном. Только Божией силой. Но нам на Земле примирять непримиримое – это становиться котами Леопольдами. «Ребята, давайте жить дружно». Дружно с кем? Не будет примирения, полного, здесь, на Земле. Будет прощение, если есть высокая душа, готовая простить. Но примирить остающегося на этих позициях… Если бы было полное примирение, то и ада бы не было…

Ц.: И здесь хотелось бы ещё раз вспомнить урок 13-летней давности, когда как раз на Вознесение, 17 мая 2007 года, произошло воссоединение с Зарубежной Церковью. Они ведь тоже нас долго называли «Красная Церковь», говорили «красные священники», «красные архиереи». А в итоге мы нашли общие позиции. Они поняли, что и мы не такие «красные», а мы осознали их правоту во многих вопросах. Насколько этот пример важен для нас и сегодня?
Владыка Тихон: Он важен. Хотя, на самом деле, мы в очень многих исторических вопросах не нашли примирения, то есть не встали на одну позицию. Но у нас есть один мир, один Альфа и Омега – Господь Иисус Христос. И мы стали едины не когда в философских беседах или в исторических дискуссиях пришли к консенсусу, и не тогда, когда стали уж настолько политкорректны, что решили: «Что белые, что красные – всё одинаково». Во многом мы остались, не понимая или не разделяя каких-то частных мнений, но мы стали едиными только тогда, когда мы увидели, что Господь Иисус Христос среди нас. Что Бог нас объединяет. Вот наше главное единство. А во второстепенном могут быть какие угодно расхождения.
Как возродить Псковские святыни
Ц.: Владыка, завершая, хотелось бы вам задать вопрос как главе Псковской митрополии. Когда-то Вы сказали, что когда рукополагают священника, а епископа это, в данном случае, касается вдвойне, он должен задуматься, что не только алтарю служит, но ещё и «прораб». Понятное, что у Вас сейчас огромная хозяйственная работа. Что удалось сделать за два года управления Псковской митрополией? Известно, что проблем огромное количество, и Вы об этом говорили прямо. Какова ситуация сейчас?
Владыка Тихон: Знаете, не сделано почти ничего, потому что для того, чтобы сделать, нужно всё всерьёз изучить, нужно создать концепцию, хороший проект. В частности, проект реставрации… Потом надо пройти все экспертные процедуры. Потом, прошу прощения, что опять и опять говорю об этом, надо средства изыскать. Потом – найти организации, которые смогут это всё воплотить в жизнь.
Поэтому сейчас идёт огромный предварительный процесс. Изучения, проектирования, согласования, и прочее, и прочее, и прочее. Мы начали укреплять аварийные склоны Псково-Печерского монастыря над пещерами. Это мы сейчас делаем, дренажи и прочее. Это – сверхсрочные работы. Также сейчас выходим на укрепление склонов в Святогорском монастыре, а там рушится целая стена, целый берег рушится в реку Великую, и даже целая башня уже нависает над рекой, вот-вот упадёт.
Псково-Печерский монастырь. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Но для того, чтобы это начать делать – надо финансировать. А для того, чтобы финансировать, даже если изыскали финансы, надо финансировать ту организацию, которой принадлежит этот берег. А берег, как выяснилось, не принадлежит никому. За 15 лет не нашли самого главного – собственника этого берега. Росприрода – не собственник, область – не собственник и так далее. Так вот, пришлось этот несчастный берег буквально силой навязать сначала одной организации, не буду уж называть, потом эта организация передала другой организации, а эта вторая организация передала уже Псковской области. И только сейчас, наконец, выделяется финансирование. И на всё это ушло, даже с моими небольшими возможностями, полтора года. А до этого 15 лет этого сделать не могли.
Поэтому всё непросто. Но сейчас идет мощнейшая работа по проектированию реставрации множества псковских памятников, наших храмов и монастырей. Кроме того, что это наши святыни, и это главное, это то, что будет десятилетия и столетия кормить и поить псковичей. Именно посмотреть на эти святыни, помолиться в них приезжает множество паломников и туристов из России и из-за рубежа. И именно эти средства пойдут в псковскую казну, на учителей, детей, на больных и так далее.
Ц.: Но ведь так должно быть не только в Псковской митрополии. Вообще вымирающая русская глубинка, огромное количество вымерших сёл и деревень, может, и она сможет возродиться таким образом?
Владыка Тихон: Ну, деревни, я не думаю, что возродятся. Потому что то экстенсивное сельское хозяйство, которое там велось, уже не сможет приносить тех урожаев. Просто людям из этих земель надо понемножечку делать какие-то «поместья». Для питерцев, для москвичей, всех, кто может взять эти земли и привести их в какой-то порядок, чтобы жить там.
Кстати, хорошее соседство, хорошие помещики здесь были прописаны: Александр Сергеевич Пушкин, например. То есть, хотите стать соседом Александра Сергеевича Пушкина – берите себе земельку в Псковской области, она недорогая. Приезжать сюда сейчас просто будет: уже и самолёты, и поезда. А что касается промышленности Пскова – она невелика, но постепенно всё налаживается. И остаются ребята, и возвращаются те, кто уехал в Москву или Питер. Не с той интенсивностью, с которой хотелось бы, но делается это.
Митрополит Тихон совершает заупокойную литию на могиле Александра Пушкина в Святогорском монастыре. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Сейчас мы проектируем огромный культурно-спортивный центр в самом Пскове. Там будут разные клубы по интересам, спортивные клубы для всех возрастов. Это будет и пространство, где люди смогут общаться, и, конечно же, церковная составляющая. Вот так надо делать жизненное пространство. И я вспоминаю одного из своих преподавателей по институту, Мераба Константиновича Мамардашвили, он сетовал, что в Москве нет жизненного пространства, где можно выпить чашечку кофе.
Так вот, это жизненное пространство, и церковное, и светское, должно в нашей стране возрождаться, и оно возрождается, оно уже существует. И расширяется. И вот тогда постепенно-постепенно всё наладится. Надо просто, помните, как сказал один великий дагестанец: работайте, братья! Вот это великое слово великого человека.
Ц.: Дай Бог, владыка. И дай Бог Вашего оптимизма, Вашей пассионарности и энергии и другим архиереям нашей Церкви, и нашим светским руководителям. Ну а поскольку мы начали нашу беседу «с конца», с Конца времён, хотелось бы и завершить подобным образом. Хотелось бы понять: когда же всё это закончится? Когда мы сможем посетить Псково-Печерскую обитель, где Вы сейчас находитесь, и в которой, к сожалению, последние месяцы нет паломников?
Владыка Тихон: В первую очередь, я хотел бы поблагодарить всех тех паломников из Москвы и Санкт-Петербурга, которые не приехали к нам. Ещё в феврале я обратился к вам с просьбой не посещать Псково-Печерский монастырь. Тогда многие не поняли и даже обиделись на такие слова. Но здесь у нас очень много престарелых людей. И наш город, Печоры, тоже, в основном, город людей «за 60».

Если бы сюда, как во многие места России, в том числе монастыри, завезли бы эту болезнь, то Псково-Печерский монастырь мог бы стать (слава Богу, этого не было) эпицентром болезни. Поэтому спасибо вам за понимание, сердечно благодарю и призываю на вас благословение Божие за ваше рассуждение, за вашу любовь и терпение. Терпением вашим стяжите души ваши. И никто из нас не стал невольным виновником болезни или чего худшего, по отношению к нашим ближним. Это самое-самое главное. Чтобы по нерадению или неразумию этого не произошло.
Уличное богослужение в Псково-Печерском монастыре в день Отдания Пасхи. 27 мая 2020 года. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Что касается того, когда. Не знаю. Сейчас мы служим на улице. Сегодня был замечательный солнечный денёк, и это было прекрасно. Вчера был дождливый день, и это тоже было прекрасно. Потому что мы служили, люди причащались, все под зонтиками. Но, всё равно, дух и ощущение таковы, что это по-настоящему непередаваемо. И я думаю, что, возможно, где-то в июле Псково-Печерский монастырь на какой-то период будет доступен для паломников.
Но, конечно, такие надежды – это гадание на кофейной гуще. Дай Бог, чтобы они сбылись. Но мы понимаем, что, скорее всего, будет и осенняя, и зимняя вспышка, как это всегда бывает с гриппами и ОРВИ. И к этому надо готовиться. Мы готовим и помещения, на всякий случай, для больных, и для наших монахов, и для жителей Печор. Дай Бог, чтобы это миновало, и эти приготовления были не нужны. Мы молимся об этом, но всегда надо быть готовым к тяжёлым испытаниям.
Предостережение отца Иоанна (Крестьянкина)
Ц.: Конечно, все мы переживаем, владыка. У каждого из нас уже есть знакомые или знакомые знакомых, которые уже пострадали от вспышки этого заболевания. Скажем прямо, страх существует. И мне бы хотелось, чтобы в заключение Вы обратились к нашим зрителям со словами архипастырского благословения. В том числе связанного с сегодняшней ситуацией.
Владыка Тихон: Я обращусь со словами отца Иоанна (Крестьянкина). В 2000 году мы услышали от отца Иоанна удивительную историю. Он сказал, что ему дважды подряд, две ночи, было видение, не сон, а видение. За его 96 лет с ним происходило такое всего два-три раза. И один из этих случаев был в декабре 2000 года. День за днём он видел какую-то страшную, тяжёлую картину, о которой не хотел нам говорить. Но сказал и записал слова, которые были ему сказаны:
Стой и смотри, что Я попустил для вразумления людей. Виновных не ищите. Виновных не ищите. Молитесь. Будьте всегда и во всём очень осторожны.
Что это было – мы не понимали. Спрашивали у батюшки, но он нам ничего не отвечал. И вот сейчас нам представляется, что это похоже, хотя я не могу сказать, что это 100% то, о чём говорил отец Иоанн, но очень похоже на то, что происходит сейчас. Запись этой цитаты отца Иоанна хранится в его келье. Мы её многократно публиковали, и в 2006-м, и в 2009 году. Вы можете найти келейные книги отца Иоанна, и там это всё опубликовано, вся эта фраза и вся эта история там есть. И мне нечего добавить в эти сложные времена.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в центре), архимандрит Тихон (слева) и архимандрит Анастасий (справа). Фото: pravoslavie.ru
Вот, вы сказали, что я оптимист, спасибо вам большое. Это высокое определение для сегодняшнего дня. Но мне самому кажется, что я всё-таки реалист. И именно отец Иоанн придал нам это направление поведения при нашем сегодняшнем испытании. Храни всех Господь. Христос Воскресе!

Личный опыт: 120 дней на безглютеновой диете

Отказ от глютена вошел в моду несколько лет назад. За границей стойки продуктов с наклейками Gluten free появились повсюду, даже в крохотных курортных лавках. Не так давно тренд добрался до Украины – с поправкой на то, что безглютеновая еда продается преимущественно в магазинах деликатесов. К новой моде я относилась спокойно, но та статья меня всерьез обеспокоила.

К тому же вот уже больше года я питалась нерегулярно. Редко, но метко поглощала французскую выпечку, итальянскую овощную пиццу и сладости. Но хуже всего то, что в потоке дня я перестала замечать, как пристрастилась к пряничкам, конфетам и другим быстрым углеводам. В какой-то момент они стали составлять большую часть моего дневного рациона, а обычная еда (я лактоововегетарианка) перестала казаться вкусной.

Такая зависимость была мне в тягость. И я решила на 120 дней отказаться от продуктов, содержащих глютен и рафинированный сахар. А заодно узнать, надо ли это здоровому человеку. К диете я готовилась основательно: обследование, УЗИ, анализы, взвешивание. С обследованием все было хорошо, а вот вес оказался на 4 кг выше нормы.

Я составила список разрешенной еды. В него вошли продукты без глютена и с минимумом сахара. Всего их получилось 80. Из молочного я разрешила себе обезжиренные кефир с йогуртом (без добавок), молоко и творог жирностью до 5 %. Из калорийного, но вкусного позволила себе джем без сахара и мед, горький шоколад (с содержанием какао более чем 80 %), авокадо и оливки. Если бы я не была вегетарианкой, то включила бы в список мясо, рыбу и морепродукты – все нежирное и минимально обработанное.

В «Фейсбуке» я создала закрытую группу Gluten_NET_banda, в которую добавились 36 участников, – все собрались участвовать в эксперименте и выяснить, как отказ от глютена повлияет на самочувствие, физиологию и вес.

Первое время мне было дискомфортно: расставаться с привычкой к легким углеводам оказалось непросто, хотя мук голода я не испытывала. Остальным было сложнее: многие жаловались, что желудок пуст.

На второй неделе эксперимента мучения участников закончились и начались перемены к лучшему. Меня радовало, что я перестала есть мучное, сладости, а вместо них в мой рацион вернулись фрукты, овощи, белки и молочное, появились безглютеновые зерновые: киноа, чиа и амарант. Вес начал снижаться. Конечно, иллюзий я не питала: я худела не от отсутствия глютена в продуктах, а от правильного питания.

Избавиться от глютена значило постоянно мониторить состав еды и готовить полезную пищу из безглютеновых продуктов. Поначалу казалось, что это невыполнимо: такой режим требует времени, которое социально активной девушке взять было просто негде. Но потом я погрузилась в тему и начала выбирать безглютеновую еду автоматически. Мне помогали специальные приложения для iPhone. Всего их больше 20, но я пользовалась несколькими: GF Plate – gluten free, Free Healthy Detox Smoothies, Gluten Free Desserts, Raw Food Diet Recipes, Gluten Free scanner, Gluten Free Recipes, Gluten Free & More, Gluten Free Food. Там я черпала идеи для своего повседневного меню.

Тем, кто решит последовать моему примеру, придется в корне пересмотреть свое питание – и дотошно отслеживать количество и качество еды. Иначе безглютеновая диета может показаться невыносимой – и закончится, едва начавшись. К счастью для себя, я обнаружила, что в Киеве есть рестораны с безглютеновым меню: «Имбирь», Piccolino и Sanahunt Lounge.

Некоторые ошибочно думают, что безглютеновая пища – низкокалорийная и нежирная. но не все производители добросовестны Оказалось, что в Киеве появилось множество магазинов эконаправленности, где можно купить безглютеновую еду. Но цены на эти продукты намного выше, чем на обычные. Я подсчитала, что рацион без глютена обходится мне в 5-7 раз дороже, чем вегетарианский (который и сам по себе недешев). Я промониторила цены в других странах Европы – и выяснила, что там та же история. Такая странная ценовая политика – результат маркетинговых манипуляций: людям внушают мысль, что глютен – зло, и они послушно бредут к стойке с «безопасными» продуктами.

Некоторые ошибочно думают, что безглютеновая пища – обязательно низкокалорийная и нежирная. Они ошибаются: не все производители добросовестны, и часто они заменяют глютен калорийными добавками, сахаром, жирами (чего только стоит специальное безглютеновое печенье). Количество калорий в рационе растет, что приводит к набору веса и повышению уровня холестерина в крови.

У моей диеты были и минусы. Помимо того, что она дорогая, не всегда безглютеновые продукты – полезные и качественные. Встречаются те, в которых содержится множество сахара и жиров. Я также пришла к выводу, что полностью исключать из рациона хлеб, пшеницу и ее производные – неправильно: все-таки организм здорового человека воспринимает ее нормально.

Но плюсов было гораздо больше. Когда мои 120 дней без глютена закончились, я поняла, что они помогли мне пересмотреть свои пищевые привычки в целом. У меня появилась легкость в теле, я стала внимательно относиться к тому, что и зачем я ем. Удивительным образом обновились рецепторы – привычная веганская еда снова кажется мне вкусной. Я с удовольствием ем зелень и органические продукты.

Состояние здоровья по окончании диеты не изменилось, вот только жизненных сил заметно прибавилось, а вес пришел в норму – те четыре лишних килограмма исчезли без следа. Сейчас я изредка ем глютеновую еду. Иногда позволяю себе свой любимый армянский лаваш и французские багеты. Но я больше не ем сладостей, а для пробуждения и хорошего самочувствия мне достаточно стакана воды с лаймом и утренней йоги.

Единственное лекарство при целиакии – безглютеновая диета

Глютен – сложный белок, который содержится в пшенице. Для простоты восприятия так же называют белки и других злаковых: ячменя, ржи, овса… Другое название глютена – клейковина – еще более привычно нашему слуху. Она обеспечивает тесту вязкость и упругость, а это залог вкусного хлеба и пышных булок. Чем выше содержание клейковины в муке, тем она лучше.

Организм человека, страдающего целиакией, агрессивно реагирует на глютен, вырабатывая токсичные соединения, которые разрушают ворсинки слизистой тонкого кишечника, что приводит к нарушению всасываемости питательных веществ (мальабсорбции). Никакими таблетками этот процесс остановить нельзя. Так что единственный выход: полностью изменить подходы к питанию, навсегда вычеркнув из списка глютенсодержащие продукты.

Продукты, которые нельзя употреблять при целиакии

«Черный список» продуктов, которые содержат глютен, на первый взгляд может показаться просто огромным. На самом деле основную его часть составляют продукты питания, произведенные из запрещенных злаков, либо изготовленные на производственных мощностях предприятий, где в том числе обрабатывается и глютенсодержащее сырье.

Итак, при соблюдении безглютеновой диеты полностью запрещены к употреблению такие продукты, как:

  • пшеница;
  • рожь;
  • ячмень;
  • тритикале;
  • пшеничная, ячменная, ржаная мука и любые продукты, содержащие ее в своем составе хотя бы в минимальных пропорциях;
  • полба – особый вид пшеницы;
  • манная крупа;
  • булгур – крупа, из обработанных особым способом зерен пшеницы;
  • ячменный напиток.

Особую опасность представляют продукты, в состав которых может входить так называемый «скрытый» глютен.

Добросовестный производитель всегда указывает на этикетке товара о возможности наличия в продукте следов глютена. Игнорировать это замечание нельзя! «Следы» клейковины так же агрессивны для пациента с целиакией, как и глютен в «чистом» виде.

Как правило, производитель на упаковке товара прямо указывает на отсутствие опасного белка надписью в русской или английской транскрипции: «не содержит глютена», «gluten free products», либо специальным знаком.

Если этикетка не говорит об отсутствии глютена, следует исключить из рациона:

  • хлеб;
  • любую сдобу и кондитерские изделия;
  • конфеты;
  • хлопья и мюсли;
  • печенье;
  • крекеры;
  • овес;
  • йогурты с наполнителями;
  • глазированные сырки;
  • макаронные изделия;
  • крабовые палочки;
  • растворимый кофе;
  • мороженое;
  • соусы, включая майонез, кетчуп и соевый соус;
  • обработанные мясные продукты: вареные колбасы, сосиски, копчености;
  • мясные и рыбные консервы;
  • сложные многокомпонентные специи;
  • пиво и алкоголь.

Продукты, свободные от глютена

А что, собственно, можно есть при целиакии? Эта мысль первой приходит в голову после ознакомления со списком запрещенных продуктов. На самом деле перечень продуктов, свободных от клейковины, ничуть не меньше. И при помощи них, что важно, можно обеспечить разнообразный и полноценный рацион питания без ущерба для здоровья.

Так, безопасными для пациентов с целиакией признаны:

Правила жизни

В безглютеновой диете нет понятия чуть-чуть.

Даже 100 мг глютена обладают разрушающим действием на организм человека с целиакией. Для сравнения: всего 50 г пшеничного хлеба содержат 2-3 г глютена!

Поэтому принципиально важно не только раз и навсегда исключить опасный белок из рациона, но и правильно организовать быт. Вот правила, которым нужно следовать неукоснительно, если у вас или у кого-то из членов вашей семьи подтвержден диагноз целиакии:

  • Для приготовления блюд необходимо использовать индивидуальную кухонную утварь, чтобы полностью исключить контакт с продуктом, который содержит глютен (так называемая перекрестная контоминация). Иными словами, как бы безупречно ни была вымыта сковорода после жарки пшеничных оладий, на ней могут остаться те самые «следы» глютена. А значит, готовить на ней безопасную яичницу-глазунью уже нельзя!
  • Перед готовкой всегда следует тщательно протирать рабочую поверхность, чтобы на ней не осталось крошек, муки или остатков других продуктов, которые содержат глютен.
  • Хранить готовые блюда для безглютеновой диеты нужно отдельно от запрещенных, предварительно упаковав (накрыв крышкой или завернув в пищевую пленку).
  • У пациента с целиакией обязательно должны быть отдельные столовые приборы, мыть их следует также отдельно.

Безглютеновые блюда в столовых, кафе, ресторанах. Правила выбора

Печать «пожизненной» и строгие ограничения, которые подразумевает безглютеновая диета, создают определенные трудности при ее соблюдении. Особенно это касается детей и людей, у которых целиакия не проявляет себя ярко выраженными симптомами, значительно ухудшающими качество жизни.