Аквафитнес для детей

Аквааэробика – система упражнений в воде, польза которой неоспорима как для взрослых людей, так и для детей. Вода – уникальный тренажер, в ней тело находится в состоянии, отдаленно напоминающем невесомость. Нагрузка на суставы и позвоночник меньше, зато увеличивается мышечная нагрузка. Каждое движение на преодоление сопротивления воды стимулирует кровообращение, укрепляет мышцы всего тела и сердечно-сосудистую систему.

Аквааэробика для детей — особенности занятий

Аквааэробикой лучше заниматься с тренером, владеющим соответствующими технологиями и учитывающим особенности возраста и здоровья детей. Комплексы упражнений, как правило, рассчитаны на разные возрастные категории, они отличаются по длительности и целям.

– От 3 до 5 лет. Занятия длятся не более получаса, включают разогревающие и игровые упражнения, содействуют закаливанию, оздоровлению детей, развивают умение держаться на воде.

– От 6 до 10 лет. Продолжительность занятий – 40-45 минут; упражнения нацелены на поддержку осанки и развитие мышечного корсета, что важно для школьников, проводящих по несколько часов за партами.

– От 10 до 15 лет. Тренировки могут длиться 40-45 минут и более. В комплекс включаются упражнения на коррекцию осанки и фигуры, овладение различными техниками плавания и развитие мышц всего тела.

Структура занятия включает:

– разминку-разогрев (4-5 минут)– простое барахтанье для малышей, плавание – для старших;

– основную часть – специальные упражнения на разные группы мышц, постепенно усложняющиеся;

– заминку (3-4 минуты) – расслабляющие, успокаивающие упражнения.

Родителям несложно проводить занятия с ребенком и самостоятельно, если знать правила выполнения упражнений.

В бассейне можно использовать специальный инвентарь: мячи, плавательные доски, гибкие поролоновые аква-палки, специальные гантели, ласты и лопатки, надевающиеся на руки. Все это помогает сделать пребывание в воде более интересным.

Занятия могут сопровождаться музыкой, что дополнительно помогает развивать чувство ритма и пластику.

Если ребенок не умеет плавать, выручат нарукавники или жилет. Они помогут ребенку первое время держаться на плаву и не бояться воды.

Польза детской аквааэробики

Вода оказывает стимулирующее и укрепляющее воздействие на центральную нервную систему. Поэтому аквааэробика для детей полезна еще и тем, что одним позволяет выплеснуть излишки энергии, другим, напротив, энергией зарядиться, на третьих она действует успокаивающе.

Полезна аквааэробика и для детей с излишним весом. При упражнениях в воде расход энергии больше, чем при тренировках на суше, активизируется обмен веществ в организме, что содействует сжиганию калорий и поддержанию оптимального веса тела.

Для детей с ослабленным здоровьем, с нарушениями опорно-двигательного аппарата аквааэробика может стать реабилитационным и оздоравливающим средством. Детям с проблемами здоровья перед началом занятий необходимы разрешение и консультация врача.

Систематические, регулярные занятия аквааэробикой будут дарить хорошее настроение и заряд бодрости ребенку, помогут укрепить его здоровье, снизить вероятность серьезных заболеваний в будущем.

Аквааэробика как форма развития детского организма

Екатерина Бережнова
Аквааэробика как форма развития детского организма

«Аквааэробика как форма развития детского организма»

Инструктор – методист д/с «Радуга» п. Тазовский Бережнова Е. Н.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты самое большое богатство на свете…»

Антуан де Сент-Экзюпери

В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт — те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества. Основа здоровья закладывается в раннем возрасте и зависит от воспитания в семье, деятельности дошкольных образовательных учреждений и других социальных институтов, где развивается и воспитывается ребенок. Поэтому особенно важно строить образовательный процесс в области физического воспитания на принципах здоровьесберегающих технологий.

В системе комплексной физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста большое место занимает обучение детей плаванию. Глен Доман, американский детский врач, утверждает, что «вода – это еще одна среда обитания, которая способствует процветанию вашего ребенка, а плавание – дополнительный источник наслаждения на пути к физическому совершенству!».

Известно, что плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания и относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Большое количество несчастных случаев на воде с детьми происходит из — за неумения плавать. Поэтому чем раньше приучить детей к воде, что является основной задачей и родителей, и чем раньше научить их плавать, тем раньше и полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию и является общепризнанным. В медико – физиологическом аспекте — стимулирование деятельности нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепление функциональных возможностей опорно – двигательного аппарата, в психологическом аспекте – формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом – это не только обучение детей сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

Известно, что плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по развитию у детей плавательных умений, создающих условия для расширения круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Возникает необходимость знакомства и приобщение к новым формам физической активности, к различным видам спорта.

Возникает проблема: как обучить детей дошкольного возраста сложным действиям в новой среде? Что необходимо сделать, чтобы первые «робкие» шаги в плавании были безбоязненными, яркими, интересными, полезными? Ведь умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Дети разных возрастных групп испытывают определённые затруднения в овладении плавательными навыками. Малышам было трудно делать сильный продолжительный выдох в воду, что связано с физиологическими особенностями их органов дыхания, плохо усваивают погружение в воду с открытыми глазами, выдох в воду. Старшие дошкольники затрудняются в выполнении упражнений на всплывание и скольжение на груди и спине. Многие дети неправильно держат голову при плавании, не всегда согласовывают движения руки ног с дыханием. Опыт работы в образовательном учреждении, применение различных средств обучения детей плаванию, изучение современной литературы и различных методик, привели к устранения этих недостатков и для достижения хороших результатов по обучению плаванию к выбору той единственно эффективной и действительно доступной форме физической активности – аквааэробике.

Аквааэробика – включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде. В отличие от других видов физических упражнений аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект. Аквааэробика, так же как и плавание, повышает сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузки, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка, при одновременном укреплении всех групп мышц. Построение занятий в игровой форме с высоким уровнем положительных эмоций, а — это залог успешного обучения и воспитания, закаливающего эффекта и реализации других оздоровительных задач. Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положении (в отличие от плавания). При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела – все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», предупреждение искривления позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Акватория бассейна – это, прежде всего иная среда обитания, которая представляет особые требования к двигательным способностям человека.

Аквааэробика – идеальный вид физической нагрузки для детей. Она полезна, как для совершенно здоровых детей, так и для детей с различными заболеваниями и отклонениями развития. У детей, которые получают регулярные физические нагрузки, снижена вероятность серьезных проблем со здоровьем в будущем.

Детский аквафитнес

В настоящее время все больше и больше родителей обеспокоены проблемой полноценного развития детей. Не секрет, что сегодня дети рождаются более ослабленными, чем, скажем, десять лет назад. Плохая экология не способствует укреплению здоровья, а достижения цивилизации убивают всякие попытки полноценного физического развития. В результате статистика неутешительна – в среднем только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми!

И вот сейчас появилась возможность для родителей не просто занять ребенка, а помочь ему развиться, укрепить здоровье, улучшить уровень его физического развития. И радует, что взрослые не упускают эту возможность, задумываются о здоровье своих детей еще с их рождения.

Что же такое аквафитнес (аквааэробика) для детей и чем она может быть полезна вашему чаду?

Почти все дети любят воду. Наверное, это заложено в них от природы. Поплескаться в речке или озере, понырять, побегать вдоль берега босиком. Но для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя в прямом смысле «как рыба в воде», необходимо укрепить мускулатуру и научиться плавать. Занятия аквааэробикой обеспечат вашему ребенку хорошую осанку, помогут в закаливании организма. Само присутствие в воде уже является закаливающей процедурой, ведь в воде тело охлаждается в полтора раза быстрее, чем на воздухе. Это замечательная зарядка для сердечно-сосудистой системы ребенка.

Замечено, что дети, посещающие занятия аквааэробикой, реже болеют простудами, чем их «домашние» сверстники. Занятия в воде особенно полезны для детского организма. Ведь во время движения в воде нагрузка приходится в основном на мускулатуру. Мышцы укрепляются, а вот позвоночник и суставы отдыхают.

В детском возрасте лишние и неправильные нагрузки на связочный аппарат могут привести к неправильному формированию суставов, которое впоследствии грозит серьезными проблемами. Особенно это касается детей с повышенной массой тела. Занятия аквааэробикой для детей с лишним весом – это отличная возможность нормализовать вес и обрести подтянутую фигуру. Выполняя упражнения по аквааэробике, ребенок нагружает такие группы мышц, которые почти не включены в работу при нашей повседневной жизни или очень сложно прорабатываются в иных условиях. Вода действует успокаивающе на нервных детей, а слишком активным дает возможность выплеснуть излишки энергии.

Во время занятий аквааэробикой для детей используется различный специальный спортивный инвентарь, который очень нравится детям. Это мячи, гантели и поролоновые конструкции. Также большое значение имеет, какие у ребенка очки и шапочка, чтобы ему было комфортно, и он не отвлекался на протирание запотевших очков и поправление давящей и сползающей шапочки.

Первые занятия для детей делаются совсем легкими, для ознакомления малышей с водой. Далее упражнения усложняются. Упражнения и игры не слишком длительны, они постоянно сменяют друг друга, ведь внимание ребенка сложно занять надолго чем-то одним.

Для школьников, много времени проводящих в неудобных позах за партами, очень важно поддерживать осанку, крепость мышечного корсета, держащего спину и не дающего детям сутулиться и горбиться.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность.

Аквааэробика для детей

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос здоровым и сильным. Возможностей для этого у современных родителей множество. Об одной из них медколлегия tiensmed.ru (www.tiensmed.ru) подробно расскажет в этой статье.
Что такое аквааэробика для детей и чем она может быть полезна Вашему чаду?

Польза аквааэробики для ребенка

Почти все дети любят воду. Наверное, это заложено в них от природы. Поплескаться в речке или озере, понырять, побегать вдоль берега босиком. Но для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя в прямом смысле «как рыба в воде», необходимо укрепить мускулатуру и научиться плавать. Занятия аквааэробикой обеспечат Вашему ребенку хорошую осанку, помогут в закаливании организма. Само присутствие в воде уже является закаливающей процедурой, ведь в воде тело охлаждается в полтора раза быстрее, чем в воздухе. Это замечательная зарядка для сердечно-сосудистой системы ребенка. Замечено, что дети, посещающие занятия аквааэробикой, реже болеют простудами, чем их «домашние» сверстники.

Занятия в воде особенно полезны для детского организма. Ведь во время движения в воде нагрузка падает в основном на мускулатуру. Мышцы укрепляются, а вот позвоночник и суставы отдыхают. В детском возрасте лишние и неправильные нагрузки на связочный аппарат могут привести к неправильному формированию суставов, которое впоследствии грозит серьезными проблемами. Особенно это касается деток с повышенной массой тела. Занятия аквааэробикой для детей с лишним весом – это отличная возможность нормализовать вес и обрести подтянутую фигуру.
Выполняя упражнения по аквааэробике, ребенок нагружает такие группы мышц, которые почти не включены в работу при нашей повседневной жизни или очень сложно прорабатываются в иных условиях.
Вода действует успокаивающе на нервных детей, а слишком активным дает возможность выплеснуть излишки энергии. Во время занятий аквааэробикой каждый ребенок получает именно то, что ему действительно нужно для гармоничного развития.
Ребенок, занимающийся аквааэробикой, будет не только отлично плавать, во время занятий есть упражнения, напоминающие синхронное плавание. Во время упражнений связки растягиваются, развивается гибкость. Аквааэробика учит малышей взаимодействовать друг с другом во время игр. Так как некоторые задания связаны с играми.

Как проводятся занятия аквааэробикой для детей?

Во время занятий аквааэробикой для детей используются различные специальные предметы, которые очень нравятся детям. Это мячи, поролоновые конструкции.
Первые занятия для детей проводятся совсем легкими, для ознакомления малышей с водой. Далее упражнения усложняются. Упражнения и игры не слишком длительны, они постоянно сменяют друг друга, ведь внимание ребенка сложно занять надолго чем-то одним.
Как правило, все бассейны, в которых проводят занятия по аквааэробике, набирают деток трех возрастных групп. Минимальный возраст в первой группе – три годика. В этой группе занимаются дошколята. Занятия для таких маленьких спортсменов длятся всего полчаса.
Вторая группа для детишек шести — десяти лет. В этом возрасте в занятия аквааэробикой для детей уже включают элементы водного поло и соревнований. Для школьников, много времени проводящих в неудобных позах за партами, очень важно поддерживать осанку, крепость мышечного корсета, поддерживающего спину и не дающего детям сутулиться и горбиться. Занятия для этой возрастной группы продолжаются три четверти часа.
И самая старшая группа включает детей от десяти до пятнадцати лет. В занятиях этой подростковой группы больше внимания уделяется именно созданию красивой формы тела, так как в пятнадцать лет этот вопрос уже актуален. Осваиваются различные виды плаванья.
В каждой группе тренер тщательно следит за тем, чтобы у каждого малыша получались все элементы и упражнения. К более сложным упражнениям приступают только тогда, когда все малыши полностью осваивают пройденный материал.
Занятия аквааэробикой, совместно со здоровым питанием и употреблением витаминных БАД (биологически активных добавок), помогут Вашему ребенку вырасти здоровым и уверенным в себе человеком.

Программа по аквааэробике для детей рабочая программа по физкультуре по теме

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

«Утверждаю»

Директор МБОУДОД ЦРТДЮ

_____________ В.Н.Шведков

«____» _____________ 2012г.

Программа по плаванию

«Детский «Аква – Клуб»

для детей 5-7 лет

на 2012-2013год.

Тренер-преподаватель

по плаванию:

Захаренко О.И.

г. Краснознаменск

2012год

1. Пояснительная записка. 3

2. Содержание программы: 6

2.1. Особенности проведения занятий. 6

2.2. Структура занятий. 10

2.3. Комплекс упражнений. 12

2.4. Врачебный контроль и самоконтроль. 21

3. Перечень оборудования. 23

4. Список литературы. 24

1. Пояснительная записка.

Красивый, здоровый, сильный ребенок! Какие родители откажутся видеть именно таким свое любимое чадо. И средств, и возможностей для осуществления данной мечты на сегодняшний день великое множество. Одним из них и является аквааэробика для детей. С медицинской точки зрения данное направление очень полезно как детям, так и взрослым:

— вода способна сжечь большее количество калорий за меньший промежуток времени;

— на занятиях вода выталкивает тело человека на поверхность и снимает нагрузку, как с позвоночника, так и со всего опорно-двигательного аппарата;

— гидростатическое давление воды обуславливает массажный эффект погруженному телу, улучшает циркуляцию крови, лимфы в организме;

— сила сопротивления воды заставляет работать в едином комплексе всю мускулатуру тела, делая организм более координированным и выносливым.

Все дети очень любят воду. Такой инстинкт заложен от природы. Ведь человеческий организм девять месяцев внутриутробного развития проводит именно в воде. Какая прелесть походить вдоль берега босиком, понырять или просто поплескаться водой. Но, с другой стороны, река, озеро и море представляют собой серьезную опасность для малыша, если он не умеет плавать. Его слабая мускулатура и не боязнь воды могут привести к плачевным последствиям.

Поэтому, чтобы избежать такого горя, а также закалить детский организм и придать ему здоровую осанку нужно выделить свободное время в режиме дня для занятия в секции аквааэробика для детей. Присутствие ребёнка в воде можно назвать процедурой закаливания. Ведь вода забирает в полтора раза быстрее тепло из человеческого организма, чем любая другая среда. А какая прекрасная возможность будет для тренировки сердечнососудистой системы. Так же не стоит отрицать, что дети, посещающие секцию аквааэробики, гораздо меньше, по сравнению с их сверстниками, болеют ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями.

При движении в воде вся нагрузка падает на мускулатуру. Мышцы приобретают красивый вид, а позвоночник отдыхает. Очень эффективны данные занятия для детей с избыточным весом тела. Именно посещение тренировочных занятий секции аквааэробики для детей служит замечательной возможностью обрести стройную, подтянутую фигуру и привести свой вес к норме.

Аквааэробика для детей является полезным фактором для растущего организма:

— упражнения по аквааэробике позволяют нагружать те группы мышц, которые не загружены или отлынивают в повседневной жизни;

— вода предоставляет прекрасную возможность активным и психически неустойчивым детям выплеснуть наружу всю лишнюю энергию;

— комплекс занятий по аквааэробике позволяет растягивать связки и развивать гибкость;

— тренировочные занятия предусматривают игры, которые очень нравятся детям.

Цель программы: содействие оздоровлению, закаливанию детского организма, в обеспечении всесторонней физической подготовки; вовлечения детей дошкольного возраста в занятия физкультурой и спортом.

Оздоровительные задачи (направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка):

1.Способствовать гармоничному психосоматическому развитию.

2.Совершенствование защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

3.Совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4.Развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

5.Формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

Образовательные задачи:

1.Формирование двигательных умений и навыков.

2.Развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости).

3. Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

4.Способствуют воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет. Занятия предусматривают элементы синхронного плавания, водного пола и различных эстафет и игр на воде. Длительность занятия составляет 35-40 минут.

2.1. Особенности проведения занятий.

Правильно организованные занятия на воде способствуют воспитанию здорового, физически и умственно развитого ребёнка. К тому же плавание поможет предупредить многие проблемы со здоровьем. Закаливающий эффект плавания защитит ребёнка от бесконечных ОРЗ и детских инфекций. Но на этапе привыкания к воде зачастую преследуют лёгкие простуды и насморки. Это означает, что идёт перестройка организма на водный лад. Этот период может длиться от месяца до года, в зависимости от индивидуальной особенности каждого ребёнка.

Основной формой обучения дошкольника является игра. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. Поэтому все занятия должны строиться на игровых элементах. Однако игры, как и упражнения должны подбираться так, чтобы ребёнок был в постоянном движении – тогда он не будет мёрзнуть.

Возрастные особенности усвоения программного материала

5-6 лет

6-7 лет

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок способен к освоению сложных движений. Наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек. Ребенок способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию. Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. Выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Свойства центральной нервной системы таковы, что дети быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

В процессе обучения плаванию ребенок:

– приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

– осознает свои двигательные действия;

– усваивает физкультурную и пространственную терминологию;

– узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

– ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия;

– закрепляет знания об окружающей природе, свойствах воды;

– обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

– учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;

– приобретает грацию, пластичность, выразительности движений;

– развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

– учится самоорганизации, взаимопомощи.

Организация занятий.

Пространство вокруг чаши бассейна должно быть свободным от посторонних предметов. Оформление зала и бассейна должно соответствовать гигиеническим (САНПиН2.4.1.2660-10) и эстетическим требованиям.

Дети занимаются в плавках, в резиновых шапочках. Для передвижения по залу до и после занятия необходимы махровые или фланелевые халаты с капюшонами и длинными рукавами; обувь на резиновой подошве (исключая шлепанцы).

Перед посещением бассейна обязательно предшествуют гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, затем они тщательно, быстро моются в душе, приучаясь делать это самостоятельно или с помощью сверстников. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.

Температура воды 28—30°С, а температура воздуха 26—28°С. Уровень воды в бассейне, должен быть не выше плечевых суставов ребенка, стоящего на дне бассейна.

Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.

Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками

Тренер-преподаватель по плаванию руководит образовательной деятельностью, консультирует родителей по вопросам обучения плаванию, отвечает за безопасность детей

Медицинская сестра проверяет условия проведения образовательной деятельности, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены, отвечает за безопасность детей, оказания доврачебной помощи, осуществляет контроль гигиенических условий и физической нагрузки на детей в бассейне.

Родители обеспечивают детей необходимой одеждой, продолжают оздоровительные мероприятия в условиях семьи, обеспечивают потребность в двигательной активности детей и совершенствование двигательного навыка через совместное посещение бассейна, открытых водоемов, участие в спортивных мероприятиях учреждения.

Противопоказания к занятиям:

— наличие острых инфекционных заболеваний;

— острые стадии любых заболеваний (обострение хронических заболеваний);

— лихорадочное состояние (повышенная температура тела);

— злокачественные опухоли;

— грибковые поражения кожи и ногтей;

— аллергические реакции (в том числе на компоненты воды);

— любые болевые ощущения;

— повышенное артериальное давление.

2.2. Структура занятий.

Для обеспечения безопасности тренировочного процесса важно соблюдать принцип соответствия величины нагрузки возможностям занимающихся.

Каждое занятие начинается с разминки, затем следуют упражнения на гибкость и растягивание мышц и связок, бег и марширование в воде, вращения вокруг соей оси, махи руками и ногами, танцевальные шаги.

П о д г о т о в и т е л ь н а я ч а с т ь. Основная задача – организовать занимающихся и подготовить их к выполнению упражнений основной части урока. Упражнения подготовительной части должны задействовать все большие группы мышц, включать перемещения и постепенный переход к движениям с полной амплитудой в суставах. Интенсивность движений – умеренная.

О с н о в н а я ч а с т ь. Её задачи – воспитание силы, гибкости, аэробной выносливости, совершенствование технической подготовленности. Включает упражнения, направленные на решение задач занятия, а также подводящие упражнения, которые выполняются непосредственно перед основными.

З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь. Её задача – постепенное снижение физической нагрузки и уровня эмоционального возбуждения. Включает легкие движения, несложные перемещения, статические упражнения для развития гибкости. Интенсивность движений – небольшая. В конце занятия выполняется упражнения на расслабление и релаксацию.

Занятие по аквааэробике включают общеукрепляющие упражнения, для рук, ног, туловища, дыхательные и специальные для укрепления брюшного пресса, мышц спины, стоп.

Программа рассчитана на 36 уроков в бассейне на учебный год. Оценка умений проводится через контрольные занятия, в ходе которого выявляется уровень освоения материала детьми.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

(теория)

Кол-во

часов

(практика)

Всего часов

Общие вопросы теории и практики плавания

Правила техники безопасности в бассейне

Общеукрепляющие упражнения

Подготовительные упражнения для освоения с водой

Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания

Игры на воде.

Учебные прыжки.

На силовые способности.

На гибкость.

На аэробную направленность.

На расслабление.

Итого:

2.3. Комплекс упражнений по аквааэробике.

Основными средствами занятий аквааэробикой являются физические упражнения, выполняемые в воде:

— для освоения с водой;

— для освоения и совершенствования навыка плавания;

— игры на воде;

— учебные прыжки;

— на силовые способности;

— на гибкость;

— на аэробную направленность;

— на расслабление.

Все упражнения выполняются либо у неподвижной опоры (бортик, разделительная дорожка), либо с подвижной опорой (доска для плавания, «нудл», мячи), либо без опоры.

Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды.

  1. Ходьба по дну, держась за разделительную дорожку или бортик бассейна.
  2. То, же но без помощи рук, с переходом на бег.
  3. То, же но спиной вперёд без помощи рук, с переходом на бег.
  4. Ходьба приставным шагами (левым, правым боком) без помощи рук, с переходом на бег.
  5. Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.
  6. Поочерёдное движение ног (как при ударе в футболе), отталкивая воду подъёмом стопы и передней поверхностью голени.
  7. Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.
  8. То, же но с помощью одновременных гребковых движений руками.
  9. Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
  10. То, же но помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
  11. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять разнонаправленные движения руками.
  12. «Пишем восьмёрки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.

Погружение в воду с головой.

  1. Набрать в ладони воду и умыться.
  2. Держась за бортик, сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться медленно в воду до уровня носа.
  3. Тоже, но погрузиться до уровня глаз.
  4. Тоже, но погрузиться в воду с головой.
  5. Упражнение «Сядь на дно».
  6. Игры на погружение.

Всплывание и лежание.

  1. Держась руками за бортик, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), приподнять таз и ноги к поверхности воды.
  2. То же, но после приподнимания ног и таза оттолкнуться руками от бортика.
  3. «Поплавок».
  4. «Медуза».
  5. «Звёздочка на груди».
  6. «Звёздочка на спине».

Скольжение в воде.

  1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперёд.
  2. Скольжение на груди: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
  3. То, же но поменяв руки.
  4. Скольжение на левом боку: левая рука впереди, правая вдоль туловища.
  5. То, же на правом боку, поменяв положение рук.
  6. Скольжение на спине: руки вытянуты вперёд.

Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания.

Плавание как способ перемещения тела в воде входит в состав основных средств аквааэробики. Освоение плавательных движений происходит так же, как и на занятиях по плаванию. Изучаются движение ногами, руками, дыхание и согласование движений. Элементы плавания используются на глубокой воде с применением ласт.

Игры на воде.

Игры, способствующие умению продвигаться в воде:

МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ: играющие стоят в шеренге по одному лицом к бортику. По команде » море волнуется» все расходятся по бассейну (их разогнал ветер). По команде «на море тихо» все занимают исходное положение у бортика. Кто последний подошел к бортику выбывает из игры.

КАРПЫ И КАРАСИ: играющие делятся на 2 команды и становятся спиной друг к другу: одни «караси» другие «карпы». По команде: «караси», «караси» поворачиваются кругом и бегут за «карпами» убегающими к бортику. Пойманные «карпы» останавливаются. После отлова всех «карпов» игра возобновляется от другого бортика. Теперь «карпы» ловят «карасей».

ПОДПРЫГНИ ДО ИГРУШКИ: преподаватель держит игрушку на определенной высоте с помощью шеста, играющие должны из положения стоя в воде подпрыгнуть и достать игрушку рукой.

ДЕЛЬФИНЫ НА ПРОГУЛКЕ: из исходного положения руки вверху присесть в воде и выполнить прыжок вверх — вперед на воду, имитируя прыжок дельфина. Кто из играющих, сделав три прыжка, окажется дальше всех?

Игры способствующие овладению навыком погружения под воду с головой:

УМЫВАЕМСЯ: дети стоят в воде лицом к бортику, по команде они набирают в ладошки воду и умывают лицо. Повторяя упражнение брызжут в лицо водой.

ПРОЙДИ ПОД МОСТОМ: занимающиеся должны пройти под лежащими на воде пенопластовыми досками, обручами или волногасителями, подныривая под них.

ЛЯГУШАТА: играющие «лягушата» становятся в круг и ждут сигнала преподавателя. По сигналу «щука» все «лягушата» подпрыгивают вверх, а по сигналу «утка»- прячутся под воду. Игрок, перепутавший команду становится в середину круга и продолжает игру вместе со всеми. Выигрывают сделавшие меньше ошибок.

ВОДОЛАЗЫ: по команде играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Преподаватель громко считает до 10-20. Вынырнувшие раньше переходят на другую сторону бассейна. Выигрывают оставшиеся.

МОРСКОЙ БОЙ: две шеренги играющих становятся лицом друг к другу на расстоянии 2-х шагов и по команде: «атака», начинают брызгать друг друга водой (играющие не должны приближаться друг к другу). Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются спиной к сопернику и не закрывают глаза.

СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО (ГЛЯДЕЛКИ): играющие становятся парами, лицом друг к другу. Один из них приседает под воду и открывает глаза, другой показывает ему разное количество пальцев. Поднявшись из воды, игрок должен назвать правильное число.

ПОДВОДНЫЙ ТЕЛЕГРАФ: по команде игроки приседают под воду. Преподаватель ударяет по воде ладонью или доской. Дети должны поднять руки над водой и показать на пальцах количество услышанных ударов.

ПОЕЗД ИДЕТ В ТОННЕЛЬ: играющие выстраиваются в колонну по одному и опускают руки на пояс впереди стоящего, образуют «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг к другу и держатся за руки. Руки, опущенные на воду, образуют «тоннель». «Вагоны» поочередно подныривают под руки (проходят тоннель). Дети изображавшие «тоннель» меняются местами с первыми двумя «вагонами». Во время проныривания поезд может «выпускать дым» — пузыри.

ИСКАТЕЛИ МОРСКИХ СОКРОВИЩ: дети встают лицом к бортику и по команде закрывают глаза. Преподаватель считает до десяти (одновременно разбрасывает игрушки на дно бассейна) после счета 10 дети открывают глаза и начинают собирать игрушки со дна. Выигрывают, собравшие больше всего игрушек.

НАСОС: занимающиеся разбиваются на пары и взявшись за руки становятся напротив друг друга. По сигналу начинают поочередно приседать под воду с головой, выполняя активный выдох.

ПЯТНАШКИ: занимающиеся свободно располагаются по дну бассейна. Один из них водящий. Он должен запятнать игрока не успевшего присесть под воду. Запятнанный становится водящим.

Игры, способствующие овладению навыком скольжения:

ПОПЛАВОК: дети, сделав глубокий вдох, приседают на дно бассейна и обхватывают руками колени (голова опущена, подбородок прижат к груди).Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. Кто выполнит лучше.

МЕДУЗА: дети, сделав глубокий вдох, в полуприседе наклоняются вперед и тянутся руками на дно. Выталкивающая сила воды поднимает ребенка на поверхность. (Голова опущена в воду, подбородок прижат к груди, руки и ноги висят свободно).

ЗВЕЗДА: играющие должны лечь на воду , разведя руки и ноги в стороны. Кто дольше пролежит на воде.

ПЯТНАШКИ С ПОПЛАВКОМ: водящий – «пятнашка» старается догнать кого – либо из игроков. Спасаясь от «пятнашки», игроки принимают положение «поплавок». Игрок, не успевший принять положение «поплавок» считается запятнанным и становится водящим.

ДЕЛЬФИНЫ НА ОХОТЕ: каждый участник, оттолкнувшись ногами от дна должен преодолеть в скольжении определенное расстояние. Выигрывают игроки преодолевшие дистанцию за меньшее количество попыток.

Игры с мячом:

БРОСЬ МЯЧ В КРУГ: занимающиеся делятся на две команды, которые становятся напротив обруча. Задача – каждому забросить мяч в обруч. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

САЛКИ С МЯЧОМ: играющие произвольно перемещаются по бассейну. Водящий старается осалить игрока. Осаленный становится водящим.

ВОЛЕЙБОЛ В ВОДЕ: играющие встают в круг и передают мяч друг друга, стараясь не уронить мяч на воду.

ВОДНОЕ ПОЛО: дети делятся на две команды и располагаются вдоль противоположных бортиков бассейна. Учитель бросает мяч на центр бассейна. Игроки стараются завладеть мячом и забросить гол в ворота соперников. Выигрывает команда, забросившая большее количество мячей.

Учебные прыжки.

ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ: дети выполняют прыжок в воду «солдатиком», стараясь сохранить исходное положение не только в воздухе, но и при погружении в воду.

ВСЕ ВМЕСТЕ: дети выстраиваются в шеренгу на бортике бассейна. По команде все одновременно выполняют соскок в воду.

САМОЛЁТ: прыжок выполняется из исходного положения руки в стороны. Задача – сохранить это положение в полёте.

БОКСЁР: прыжок с имитацией движений рук боксёра.

ВЕЛОСИПЕДИСТ: прыжок с имитацией движений ног велосипедиста.

БОМБОЧКА: прыжок в группировке.

ТОРПЕДА В ЦЕЛЬ: прыжок солдатиком в обруч.

КТО ВЫШЕ: прыжок двумя ногами через шест, удерживаемый над водой.

КТО ДАЛЬШЕ: прыжок двумя ногами через шест на дальность.

ШТАНГИСТ: из упора присев выполнить прыжок вверх, поднимая руки, как при подъёме штанги.

Упражнения для развития силовых способностей.

Упражнения для развития силовых способностей могут быть включены в большинство занятий по аквааэробике в качестве составной части или выделены в самостоятельное занятие.

Вода обеспечивает постоянное сопротивление движениям занимающихся. При выполнении движений в воде благодаря её гидродинамическим свойствам большая часть мышечных усилий распределяется по всей траектории движений практически равномерно, что обеспечивает гармоничное развитие мышечной массы и уменьшение жировой массы тела.

Упражнения на развитие гибкости.

Гибкость – это морфофункциональная способность двигательного аппарата, позволяющая выполнять движения с определённой амплитудой (показатель – размах движений).

Упражнения для развития гибкости выполняются после разминки или в самом конце занятий:

  1. Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.
  2. Вращение таза или туловища.
  3. Пружинистые и маховые движения в основных суставах – обязательно с противоположными движениями руками и ногами (при выполнении маха ногой вперёд – вверх выполнять движения руками назад – вниз и наоборот).
  4. Пружинистые наклоны туловища (вперёд и в стороны).

Упражнения аэробной направленности.

Движения руками или ногами должны быть направлены на сохранение равновесия: движение в одном направлении должно компенсироваться в противоположном направлении.

Ходьба и бег:

  1. На месте.
  2. Вперёд и назад.
  3. В сторону (боком).
  4. Вокруг своей оси.
  5. Лёжа на спине, груди или боку.
  6. Ноги вместе или широко расставлены.

Махи ногами (ногой через согнутое колено; прямой ногой):

  1. Вперёд или назад.
  2. В сторону.
  3. Одной ногой.
  4. Попеременно обеими ногами.
  5. Одновременно обеими ногами.
  6. Стоя вертикально.
  7. Лёжа.
  8. С продвижением.

«Ножницы»:

  1. На месте.
  2. С продвижением.
  3. Стоя вертикально.
  4. Стоя в наклоне.
  5. Лёжа.
  6. С поворотом.
  7. Вперёд – назад.
  8. Ноги в стороны – вместе.

«Велосипед»:

  1. Сидя.
  2. Стоя вертикально.
  3. Лёжа на боку.
  4. На месте и с продвижением.
  5. С вращением «педалей» вперёд и назад.

Перекаты и раскачивания:

  1. Вперёд – назад (со спины на грудь).
  2. Слева направо (сбоку на бок).
  3. С прямыми ногами.

Плавание и его элементы.

Упражнение на расслабление.

Упражнение на расслабление обычно применяют в конце занятия. Для достижения максимального эффекта расслабления, как правило, используют метод контраста (чередования напряжения и расслабления; вытягивания и расслабления) и мысленное представление о состоянии абсолютного покоя.

Упражнения на расслабление лучше выполнять в горизонтальном положении; при этом используют помощь партнёра или поддерживающие средства.

2.4. Врачебный контроль и самоконтроль.

Перед началом занятий аквааэробикой необходимо пройти медицинское обследование и поучить консультации у лечащего врача о режиме физической активности и об отсутствии противопоказаний. В дальнейшем целесообразно проходить медицинские осмотры регулярно.

Занятия аквааэробикой предполагают владение навыками самоконтроля физического состояния, используя субъективные и объективные показатели.

К субъективным показателям относятся:

— самочувствие;

— сон;

— аппетит;

— самооценка умственной и физической работоспособности, активности;

— желание тренироваться;

— положительные и отрицательные эмоции;

— утомляемость.

Субъективные показатели желательно регистрировать в дневнике самоконтроля, в котором наряду с выполненной нагрузкой регистрируется самочувствие до и после тренировки, а также на следующее утро. Признаками адекватности тренировочных нагрузок являются высокая активность, хорошее настроение и желание тренироваться.

Нарушение ночного сна, вялость и сонливость утром, раздражительность, мышечные боли, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями, являются показаниями к снижению нагрузок и, возможно, к временному прекращению занятий.

Объективными показателями являются частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), масса тела, мышечная сила.

Достаточно надёжным и простым методом самоконтроля является измерение ЧСС – в одном и том же положении, в одно и то же время (утро, после пробуждения; в положении сидя).

Перед измерением необходимо 3-4 мин посидеть без движений, поскольку ЧСС весьма чувствительна к переходу из положения лёжа или сидя.

3. Перечень оборудования.

  1. Разделительные дорожки.
  2. Доска для плавания.
  3. Гибкие палки («нудлы»).
  4. Музыкальный центр.
  5. Ласты.
  6. Надувные и резиновые мячи.
  7. Лопатки (перчатки) для рук.
  8. Гимнастический обруч.
  9. Игрушки.
  10. Длинный шест (2-2,5м) для поддержки и страховки.

4. Список литературы.

Тренер преподаватель по плаванию: Захаренко Олеся Игоревна